На прошедшей неделе российская авиация показывала всему миру как надо реально бороться с террористическим Исламским государством и иными бандформированиями. Российские ВМС решили не оставаться в стороне и заработали свою порцию заслуженных аплодисментов. Но был еще один ньюсмейкер, который если и не сорвал овации, то безусловно привлек внимание к своим выступлениям. Это был первый всенародно избранный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Свое выступление он начал с громогласного заявления по поводу незначительного вторжения российского самолета на турецкую территорию. Был созван Совет НАТО, принято соответствующее коммюнике, но, судя по тому, что представители США крайне скудно комментировали это событие, Совет был созван исключительно по требованию Турции, остальным этот убогий пиар был не нужен. Видя, что требуемый эффект не достигнут, Эрдоган решил повторить номер и выдал еще одно заявление, но с еще меньшим успехом. Ни Запад ни Восток не поддержали его, комментариев было крайне мало, в итоге создалось впечатление, что на Эрдогана смотрят как члены семьи на не вполне психически здорового родственника - здороваются, беседуют, ведут дела, но в случае внезапного обострения просто отходят чуть в сторонку надеясь, что истерика будет кратковременной и до битья посуды дело не дойдет.
Что же подорвало устойчивость вполне уважаемого ранее политика? Как это часто бывает - перенапряжение, вызванное неправильной оценкой сложности задач и собственных возможностей. Началось все давно, лет десять назад. К тому времени Турция уже давно мыкалась перед парадным подъездом ЕС, надеясь войти в этот престижный клуб (кандидат с 1987г), но дальше сеней ее не пускали. Не помогали ни экономические успехи ни подавление исламских клерикалов. Хотя, возможно, именно действия турецких военных, весьма жестко стоявших на страже светского характера государства, и подрывали веру Европы в демократичность Турции. Все-таки периодические военные перевороты при неправильных голосованиях электората на демократию не очень похожи.
В итоге Эрдоган вполне резонно решил, что если дама после стольких букетов и серенад не зовет на вечерний кофе, перспективы отношений отсутствуют и пора искать другой союз. Бросив взгляд окрест, он увидел Россию, слабые арабские государства на своих границах, сильные арабские государства и Иран чуть поодаль, ну и еще Израиль. Вступать в союз с Россией, которая норовила усилить влияние на Азербайджан, да еще на подчиненных условиях, было унизительно. Союз с шейхами мог быть тоже только на подчиненных условиях - экономика все же слабее да и расовая чистота подкачала. Было время, когда Турция налаживала отношения с Израилем, даже проводила в начале 2000-х совместные военные маневры, но после охлаждения с Европой этот путь потерял смысл.
И тут Реджи совершил ошибку: он так долго рвался в Европу, что уже чувствовал себя европейской державой - страной с развитой экономикой и мощными вооруженными силами. В результате Эрдоган решил стать лидером окрестных слабых мусульманских стран - Сирии, Ливана, Иордании, побитого Ирака. Для этого был взят курс на повышение роли ислама, отношения с Израилем полностью испорчены участием в авантюре "Флотилии свободы", а когда началась заваруха в Сирии - Эрдоган активно включился в игру на стороне умеренной и не очень оппозиции. Турецкий лидер не учел одного: никто из крупных игроков не позволит ему захватить лидерство в регионе - ни США, заварившие Арабскую весну, ни саудиты, подкармливающие исламских радикалов, ни Россия, имеющая виды на сотрудничество с Асадом. Прикормить значительные силы в Сирии Турция не смогла, а отношения с остальными игроками испортила.
Что касается России, то отношения с ней у Турции вовсе не были столь хорошими, как пытается представить Эрдоган сейчас. Турция давала приют чеченским боевикам, а после крымских событий - крымскотатарским деятелям. По Турецкому потоку дальше разговоров дело не шло, да и разговоры со стороны Турции были только об объемах, необходимых самой Турции - Эрдоган понимал, что рычаг давления в виде транзита газа в Европу лучше оставить для воздействия на более слабых и зависимых поставщиков чем Россия. Угрозы заморозить экономические отношения с Россией выглядят просто смехотворно. Отказаться от закупок газа Турция не сможет - для этого надо найти другого поставщика со свободными объемами. И накажет Турция только себя - газ в российском экспорте в Турцию занимает только 5%, но эти 5% составляют 50% всего импортируемого Турцией газа. Отказаться от сотрудничества в строительстве АЭС - ну и кто возьмется достраивать чужой объект повышенной опасности, кто будет потом отвечать в случае нештатных ситуаций на нем?
Эрдоган не может не понимать смехотворность угроз, но вынужден произносить их для внутреннего потребления. Приближаются внеочередные парламентские выборы. Партия справедливости и развития подходит к ним с неважными результатами. В экономике дела идут более-менее нормально, рост составил 3,8%, что очень хорошо по сравнению с Россией, Грецией, Сирией, но меньше чем 5,7% Азербайджана, 5,1% Армении. Инфляция составила 8%, что конечно меньше чем в России, но выше чем у других соседей. Уровень безработицы 9,6% низким назвать трудно, что определенно скажется на результатах выборов. А вот в политике - полный крах. От Европы отчалили, но свой блок создать не смогли, рассорились со всеми соседями - Россией, Сирией, Грецией. Север Ирака контролируют курды и возможно они получат автономию в северных районах Сирии, а это значит, что курдская проблема в Турции обострится многократно, тем более что турецкие ВВС успели немного побомбить курдские лагеря. Во внутренней политике точно такая же ситуация - Партия справедливости и развития впервые с 2002г потеряла абсолютное большинство в парламенте и должна была войти в коалицию для создания правительства. Очевидно, поведение Эрдогана за прошедшие годы было таким, что создать союз ни с одной из крупных партий не удалось, в результате премьер Давутоглу так и не смог создать правительство.
И вот в результате внеочередные выборы в ноябре. Вряд ли ПСР проиграет их, все-таки запас прочности очень велик, на прошлых выборах партия получила 49,9% голосов, а ее противники никогда не создадут коалицию. Но в случае, если ПСР снова не получит абсолютного большинства удастся ли ей создать правительство? Эрдоган может оказаться перед выбором - поступиться принципами или изменить Конституцию.