Наверное, самый обычный вопрос от людей со стороны к архитектурным критикам: влияет ли их критика хоть на что-то? Мы же зададим встречный вопрос архитекторам: есть какое-то влияние архитектурной критики на творческий процесс? Речь идёт не о критике вообще, и, главное, не о внутрицеховой критике, а именно о критике от критиков.
Вообще для различных творческих и не только профессий характерна разная степень восприимчивости к критике. Для литераторов критика крайне важна, ведь и сама она представляет собой некую форму литературного творчества. Многое критика определяет и в мире театра и высокой моды. К последней, как нам кажется, близок интерьерный аспект архитектурного творчества: оба подвержены быстрой смене течений. Важно ли для дизайнера одежды то, что о его коллекции напишут в Vogue? Определённо, да. Важно ли для интерьерных дел мастера мнение глянца, например, AD? Вы знаете?
С другой стороны, есть такие области культуры, которые восприимчивы к критике в меньшей степени. И это, конечно, спорт, а точнее, командный спорт. Был ли в истории хоть один футбольный, хоккейный или какой другой тренер, который бы менял свою стратегию и тактику, свои подходы к формированию ростра игроков из-за мнения, высказанного спортивным обозревателем? Тренер, менеджеры и Ко сами знают, что и как им делать. Тем не менее, сколько этих критиков и профессионалов, и любителей! На смену старому приходит десять новых. Кому они всё это пишут и говорят? Понятное дело, нам, болельщикам, да и всё.
Так в каком же положении находится архитектура? Не стараются ли все эти критики для себя и для нас, простых зрителей? Вот тут и интересно узнать ваше мнение, дорогие архитекторы. Есть ещё такое - история со стархитекторами. Говорят, что, когда началась эпоха всех этих Хадид, Либескиндов и Гери, архитектурная критика приглохла, так как архитекторы, которые строили самые значимые архитектурные произведения эпохи просто перестали обращать на неё внимание. Вот такая вот петрушка. Но это всё разговорчики. Нам нужны факты.