КАРДИООАЗИС СРЕДИ ПУСТЫНИ: ЦЕНТР КАРДИОХИРУРГИИ САЛАМ В СУДАНЕ
Feb 20, 2016 16:09
В 2004 году по инициативе итальянской гуманитарной организации EMERGENCY началось проектирование центра кардиохирургии Салам в Судане. EMERGENCY отстаивает право каждого человека на высококвалифицированную медицинскую помощь, независимо от его социального и материального статуса. Судан был выбран не случайно. В этом крупном государстве с населением около 40 млн человек положение людей, чего уж там говорить, не очень (лишь немногим лучше, чем в измученных войнами Афганистане, Либерии и Демократической Республике Конго). Очень многие умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, так и не получив даже минимальной помощи, и большая их часть - дети и подростки, ведь в этом регионе широко распространён ревматизм. Центр был построен недалеко от столицы - Хартума - в общем-то современного города с совершенно нищими окраинами.
Дальше мы приведём слова основателя EMERGENCY Джино Страды об идее суданского кардиоцентра. Они могли бы показаться несколько патетичными, если бы не были сказаны одним из великих военных хирургов нашего времени, спасшим сотни жизней и видевшим много такого, чего лучше не видеть вовсе.
«Мы хотим, чтобы наш госпиталь был красивым, даже "вызывающе красивым", потому что эта красота - знак уважения людям, опустошённым войной или болезнью, ведь красивые места создают условия для восстановления достоинства во время страданий. По этой причине во всех наших больницах особое внимание уделяется игровым комнатам для детей, общественным пространствам и садам. Лечение не ограничено лишь операционными и палатами, оно также выражается в заботе о каждом как о Человеке».
На участке земли размером 250х80 м были размещены следующие постройки: - собственно госпиталь, состоящий из отделения хирургии (3 операционные + отделение интенсивной терапии на 15 мест), отделения с палатами для пациентов на 48 мест, диагностического крыла с приёмным отделением, подвала с хранилищем для расходных материалов и медикаментов; - гостевой дом для родственников, вмещающий до 50 человек; - здания с системой охлаждения и водонапорными башнями; - здание для медитации и молитвы; - здание с генераторами, хранилищем кислорода, оборудованием для производства сжатого воздуха; - здание с прачечной, детской игровой, аудиториями для проведения конференций и обучения; - мини-квартиры для медицинского персонала на 150 человек (основной персонал - сплошь приезжие врачи-волонтёры, но постоянно ведётся обучение местных кадров).
Главным архитектором проекта стал Рауль Панталео из Милана, вся его работа была выполнена на некоммерческой основе. 1. Архитекторы хотели создать современный госпиталь, потратив как можно меньше средств и при этом сохраняя высокое качество, необходимое для подобных учреждений. 2. Также целью было сделать это место таким, чтобы оно не пугало местное население, а напротив, создавало ощущение дома. 3. Кроме того, надо было обеспечить здание внутренними условиями, пригодными для хирургии и лечения, учитывая не самый подходящий для этого климат Судана, и при этом свести к минимуму негативное воздействие на среду. 4. Надо было обеспечить жильём сотрудников, соблюдая все предыдущие пункты.
Так, давайте по порядку.
1. По возможности старались использовать - что бы вы думали? - местные материалы и местный труд. Ну и использовали, насколько это возможно, в первую очередь, обожжённый кирпич местного производства и местные мускулы. Для затенения общественных пространств и переходов между зданиями активно использовали бамбук и традиционные «плетёнки», сделанные мастерами по соседству. Но вот оборудование, ясно-понятно, привезли из-за моря, как и большую часть отделочных материалов. А ещё были теплоизоляционные стенные панели, металл - но об их происхождении история умалчивает. В целях экономии при строительстве и дальнейшей эксплуатации сооружения сделали одноэтажными. В целом проект, конечно, получился не из дешёвых - на всё про всё 15 млн евро. Но надо сказать, что и не из дорогих.
2. Те же плетёнки и бамбуковые панели послужили и выразительным средством для создания того самого домашнего уюта, о котором говорилось выше. Интересным стал ход с пространствами для молящихся, медитирующих и просто релаксирующих: архитекторы лишили эти помещения атрибутов какой бы то ни было религии, чтобы любой человек, оказавшийся здесь, чувствовал себя комфортно. Потолки в палатах и общественных местах намеренно сделали невысокими - опять же для того, чтоб люди, обычно живущие в земляных хижинах, не чувствовали себя, хм, потерянными. Красоте и уюту служат и сады, заполняющие промежутки между зданиями, а также два огромных манговых дерева, которые не только сохранили, но и сделали центром всего кардиоцентра - они растут прямо посередине в открытых дворах и отбрасывают обширные тени на соседние здания (что очень хорошо для тех мест).
3. В медицинских целях температура внутри госпиталя не должна превышать 24 градусов. Это отнюдь не простая задача в местности недалеко от Хартума, одного из самых жарких городов в мире, где зимой может быть 40 градусов, а летом да на солнце - за 50. Кроме того, Судан славен своими частыми песчаными бурями, во время которых нулевая видимость и дышится нелегко. Именно для борьбы с жарой и были возведены кирпичные стены толщиной 60 см, с воздушными полостями внутри и теплоизоляционными панелями снаружи. Для борьбы с песком и пылью в воздухе сделали 60-метровую песчаную ловушку в подвале здания. Воздух, поступающий в неё снаружи, двигается по изогнутому туннелю, по пути теряя скорость и оседающий песок с пылью, а также потихоньку остывая. На финальных участках воздух проходит через мелкодисперсный водяной «туман», который вымывает более мелкие частицы пыли, после чего воздух наконец попадает в системы вентиляции и кондиционирования. К этому моменту он становится на 9 градусов прохладнее, чем на улице.
Примечательна и система охлаждения внутренних помещений. Каждый час кардиоцентру необходимо 28 тыс. кубометров холодного воздуха. Охлаждение ведётся с помощью абсорбционных холодильных установок, где в качестве хладагента используется вода, а в качестве источника энергии - солнце (у центра 900 м2 солнечных батарей, дающих 3600 кВт энергии, столько же было бы получено при сжигании 335 кг бензина в час). Вода охлаждается до 7 градусов и циркулирует по восьми установкам для кондиционирования воздуха. Конечно, эксплуатация солнечных батарей несколько затруднена из-за песчаных бурь, но по свидетельствам очевидцев за ними очень хорошо ухаживают и чистят регулярно. Естественно, на случай, если использование солнечных батарей невозможно, у больницы есть возможность жечь топливо, чтобы охлаждать.
4. Очень занимательна история с жильём для персонала. После поставок солнечных батарей, медицинского оборудования и всего прочего заграничного архитекторы увидели множество пустых металлических контейнеров. Строительство из контейнеров не новость в архитектурном мире, а тут ещё поэтический аспект: контейнеры долго путешествовали, везли в себе медтехнику, а теперь уйдут на заслуженный отдых, и в них будут жить медработники. Сказано - сделано. Недостающие контейнеры нашли в окрестностях: в эпоху глобализации все всё время перевозят что-то с места на место. В итоге построили квартирки, на каждую из которых ушло по 1,5 контейнера. Очень уютные, 20 м2 с ванной комнатой. Конечно, снаружи контейнеры покрыли теплоизоляцией, на крышах ещё и отражающие панели. А украсили и дополнительно затенили всё теми же бамбуковыми и соломенными плетёнками. Вышло симпатично.
Теперь ещё чуток зелёненького, и закончим на сегодня. Архитекторы произвели занимательный расчёт: во время доставки каждого контейнера со стройматериалами из Милана в Хартум в атмосферу попала 1 тонна углекислого газа. В строительстве использовали всего 90 контейнеров, поэтому, чтобы компенсировать выброшенный CO2, было решено посадить 162 дерева. Конечно, расчёт грубый и немножко наивный, что, в общем-то, понимают и сами архитекторы. Но тут важно другое - отношение, привлечение внимания к вопросу, от которого всё равно никуда не уйти. А расчёты можно сделать и точные.
В 2013 году за кардиоцентр Салам архитекторы получили премию Ага Хана.
На сегодняшний день в Центре были проведены тысячи операций людям из Судана и ещё 23 стран (Афганистан, Чад, Буркина-Фасо, Эфиопия и др.), десятки тысяч людей были обследованы и получили консервативное лечение.