АРХИТЕКТУРА ИЛИ НЕТ?

Aug 05, 2016 13:47



Вокруг нас очень много зданий, но все ли они произведения архитектуры? Нет, конечно, очень много обычного строительства. Отличить одно от другого бывает очень легко, но подчас - не очень. Тем не менее, интуитивно мы это делаем, а вот ошибаемся или нет - другой вопрос.
[Архитектура или нет?..]

Бывает так: интуитивно отметишь здание как самое что ни на есть простое строительство, а потом откроешь глаза пошире и понимаешь, что перед тобой настоящие архитектурные приёмы, да ещё и складные-ладные. Мы до сих пор не определились, где же проходит грань между архитектурой и «просто строительством». Может, она так размыта, что её и не увидеть, иными словами, всё превращается в то самое «дело вкуса», которое ни о чём не говорит? Или всё-таки есть какие-то критерии? Было бы интересно узнать ваше мнение. А пока разберём пример из жизни: здание, которое на первый взгляд не такое, как на второй.


Южный фасад

Это новый корпус Политехнического института в Петербурге. Какие ощущения мы получаем, проходя мимо него? С одной стороны - непрозрачное остекление, коричневые рамы, вездесущие панели, облицовывающие фасад, коричневая плитка цоколя с подтёками раствора. Всё это придаёт отчётливый привкус торгового центра в самом нехорошем смысле. С другой стороны, на нас определённо оказывают воздействие крупный масштаб постройки, очень чётко выделенные порталы и светлый цвет облицовки, что в сумме сообщает зданию и некоторую казённость. По ощущениям немного напоминает реконструированные здания больниц: когда советское кирпичное здание 60-70-х годов облицовывают такими вот панелями.

Интуитивно, мы не могли даже подумать о том, чтобы сказать: вот это архитектура. Но присмотревшись, мы стали замечать её черты. Давайте попробуем о них поговорить.

Прежде всего, в самых общих словах. Симметричная композиция по оси «север»-«юг». Два «главных» входа. Самый главный вход - на южном фасаде, который также отмечен двумя симметричными поперечными корпусами. Такой план, во-первых, сближает эту постройку с ещё двумя зданиями Политеха начала 20 века, построенными в стиле Наполеона III архитектором Эрнестом Виррихом. К той же преемственности можно отнести и светлый цвет всех трёх зданий.



Южный фасад. Смотрим на буквы П портала

Начнём с портала южного фасада. Говоря зрительским языком, он имеет вид буквы П в букве П в букве П в букве П в букве П. А вообще это две П-образные структуры, где одна поменьше помещена в ту, что побольше. Повторение единообразных структур сразу же отсылает нас к понятию ритма. При этом пропорции двух П-образных структур в общем совпадают. Такие простые ритмические отношения архитекторы зовут метром. Если же посмотреть на то, как относятся друг к другу все буквы П, явные и неявные (к неявным относится, например, П из остекления между двум явными П), то мы увидим и более сложный ритм.



Если говорить о портале в целом, то он представляет собой своего рода портик. Подобные упрощенные П-образные портики вошли в архитектуру примерно в 20-х годах прошлого века, и этот - одна из вариаций на тему.



Однообразие боковых корпусов разбавлено крупными сегментами остекления на верхнем этаже

По бокам от портала расходятся стены, прорезанные совершенно простым мерным ритмом квадратных и прямоугольных проёмов. Посмотрим теперь и на эти стены и на портал одновременно, фокусируя взгляд именно на портале (по идее так и задумано). На фоне спокойно «шагающих» окон появляется затягивающая воронка портала: эффект «затягивания» связан с тем, что буквы П становятся всё меньше и меньше. Но опять-таки, движение в этой воронке совсем не торопливое.



Западный васад. Вовлекаемся в размереное движение оконных проёмов и простенков

Вообще, единый размеренный темп членений фасадов - главная черта этого здания. Посмотрим на западный и восточный фасады. Мы видим тот же самый ритмический мотив, что и на южном фасаде: два верхних этажа квадратиков, нижний - прямоугольники. К этому мотиву прибавляется и тема прямоугольных оконных проёмов в два нижних этажа с квадратиками на третьем. Что тут интересного? В первой теме можно заметить прямоугольные проёмы в два верхних этажа (это окна лестниц, конечно). Это акцент, а акцент сродни смене тембра в музыке. Заметьте, что темп остаётся прежним, а ритм не перебивается. Перебивка ритма происходит при переходе ко второй теме с помощью прямоугольной арки.



Западнй фасад. Читаем справа налево: "первая тема" - справа, "вторая тема" - слева

Вторая тема боковых фасадов, как мы уже говорили, - прямоугольники на два этажа снизу, квадратики наверху. Всё мерно, всё ритмично и просто. Но когда мы бросаем взгляд с южного угла вдоль одного из этих фасадов, то замечаем как-бы ускорение, то есть зрительное движение оконных проёмов. И здесь этот эффект достигается не за счёт увеличения темпа: это оптически, из-за угла зрения, уменьшается ширина проёмов и простенков. Для тех, кто знаком с нотной грамотой, можно привести такою аналогию: четверти переходят в восьмые, а восьмые в шестнадцатые - движение ускоряется, а сам темп произведения не меняется.



Восточный фасад. Наблюдаем эффект зрительного движения оконных проёмов и простенков

По мере того как мы движемся вдоль западного или восточного фасада, мы наблюдаем постепенное раскрытие оконных проёмов, объединяющих два нижних этажа, и обратный переход шестнадцатых в восьмые и так далее.



Восточный фасад. Угол зрения изменился...



Восточный фасад. Угол зрения зменился...

Северный фасад - нюансный вариант южного.



Северный фасад

Обойдя всё здание вокруг с такими рассуждениями, мы поняли, что говорим о нём совсем не так, как говорили бы скажем о кафе «Водопад», расположенном неподалёку (неправда ли есть общие нотки?).



Кафе "Водопад"



Мы говорили об этом здании так, как о самом натуральном произведении архитектуры. Нет, конечно, это ни в коем случае не что-то такое, не шедевр тем более. На наш сегодняшний взгляд, новый корпус Политехнического института - это невыдающаяся, довольно заурядная, но всё-таки архитектура. Что скажете?

зрительский опыт, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up