Сhapter III: про образование в Штатах

Aug 13, 2011 22:51

До того, как приехала в Штаты, про то, как здесь устроена система образования, знала только из скудных источников типа уроков английского, да еще из привычной критики. Ну вроде все в России знают, что образование в Штатах - говно, а у нас в России - самое лучшее, поэтому они русские мозги к себе и перекачивают. Ну и я тоже, значит, перекачалась. С тех пор мне пришлось с головой окунуться в эту систему, наблюдая ее изнутри и со стороны: учась в аспирантуре, преподавая ребятам- первокурсникам в университете,  общаясь с американцами-аспирантами и профессорами...
Да, система далека от идеальной - обычное дело - со своими достоинствами и недостатками. Наверное, было бы интересно поразмышлять на тему, в чем она проигрывала советской системе, а что можно было бы позаимствовать. Не буду этого делать, потому что мной образование было получено в основном в девяностых, а именно тогда наша система дала серьезную осечку.
Один глобальный вывод по поводу русских и ценности нашего образования в Штатах, правда, сделан: ребята из физтеха здесь реально в цене, они встречаются на каждом шагу, и неизменно умнички, увлеченные своим делом и уважаемые в своем кругу.
Сразу скажу, с образованием была связана серьезная часть полученного культурного шока. Во-первых, я думала, что мне не придется вообще учиться после того, как степень мастера физики уже получена в России, и все подтверждающие документы привезены. А вот хер вам. Мало того, что мне пришлось почти сразу сдать так называемый placement exam - некий тест, определяющий базовый уровень моих знаний по нескольким университетский предметам, мне еще и предложили взять несколько теоретических базовых курсов и набрать некоторое количество спецкурсов. Так же, в течении первых двух лет необходимо сдать qualifier exams - пять экзаменов по основным курсам типа квантовой механики, которые подтверждают, что вы не зря просиживали штаны первые четыре года обучения в университете - это одно из неоходимых требований PhD программы. Примерно два с половиной из пяти лет в аспирантуре были просто изматывающими. Я, со своими годами проведенными в магистратуре и аспирантуре в России, давно забыла все то, что в меня пять лет вкладывали в университете, хотя бы потому, что в моей научной деятельности мне мало что приходилось использовать. Кроме того, несмотря на то, что в бакалавриате (то есть в первые четыре года обучения) количество и сложность впихнутого в американские головы знания по квантовой механике, теорфизике и матану явно ниже, чем то же впихнутое в головы русского студента, в аспирантуре те же самые курсы снова в программе, но это уже совсем другой уровень - гораздо выше того, что получает русский или американский студент со стандартным высшим образованием. И вот это я считаю правильным - потому что более продвинутое знание дается тем, кому оно пригодиться, тем, кто решил идти дальше в сторону академической карьеры.
Мне лично было тяжко: приходилось много преподавать (первый год), брать дофига классов (существуют определенные требования для иностранных студентов: для поддержания легального статуса в стране, иностранный студент должен быть full-time student - то есть "полноценным" студентом. А это означает - брать не меньше определенного количества классов в семестр), делать домашние работы - естественно - ну и еще пытаться заниматься наукой. Часто для решения домашних работ мы собирались в здании университета, в большом оффисе, и сидели там до раннего утра, а потом, часа в 3-4 сомнамбулами разбредались домой поспать пару-тройку часов. Иногда шла домой и ревела от усталости... Но это я - мне правда тяжко давалось. Если бы приехала на несколько лет раньше, не пришлось бы с таким трудом реанимировать давно полученные знания. Еще, конечно, черт меня дернул, не задумываясь, сменить специальнось. Вся эта атомная и молекулярная физика и оптика после моего твердого тела и тонких пленок была делом новым и чуждым. Пришлось прикладывать дополнительные усилия, чтобы накопить базовые знания.
Но в общем, было и весело. Посреди ночи, когда надо было сделать перерыв, мы заказывали пиццу из одного местечка, открытого до 2х утра, а потом выгоняли свои стулья на колесиках в коридор и устраивали сумашедшие гонки на стульях по пустому этажу. Это было весело. Потом, конечно, домашние работы были не каждый вечер. Часто вечером был бильярд и другие развлечения, в том числе и с русскоязычной компанией.
Что мне откровенно никогда не нравилось в процессе университетского обучения - то, что не было специальных классов по решению задач. То есть тебе прочитали лекции, дали домашнее задание - а там делай как хочешь. Некоторые задачки разбирались в учебниках, реже - перед лекцией, можно было зайти к профессору в приемные часы, отведенные специально для помощи... Но этого не достаточно.
Другая вещь, которая мне не понравилась и очень меня озадачила, была мною обнаружена в процессе преподавания. Я учила freshmen engineer students - лабораторные работы для инженеров-первокурсников. На первом курсе больше всего очевидно насколько неровное и неравное образование получают американские школьники. Школьное образование - отдельная тема, в которой я не так сильна. Могу только сказать, что есть elementary, middle и high school - начальная, средняя и старшая. Причем, интересно, что они даже территориально разделены. То есть в одной школе никогда не пересекаются старшеклассники, ученики средних классов и малышня. Нету классов. То есть невозможно весь день и несколько лет провести с одним и тем же составом детей, сидя за партой с корешем Васькой Пипискиным. А все потому, что у каждого свое расписание. Ну то есть Вася Пипискин берет музыку, рисование и физкультуру и ботанику еще в пятницу утром, а Петя Жопкин берет английский язык, математику, закон божий, а ботанику во вторник днем. Ну как-то так. Да пусть меня поправят более знающие люди. В общем, беда в том, что кажется в обязательные школьные предметы физика - да и вообще наука и математика всякая - как-то то ли не входят, то ли не очень входят. В общем, в моих классах, каждый из которых по 40 человек, некоторые товарищи слышали про законы Ньютона, но были и такие, кто дроби складывал крайне неуверенно. Понять, как такое могло получиться, и как последние из них вообще могли понять, что они хотят стать инженерами - было невозможно. Тяжело было таким товарищам преподавать физику.
В тот год, когда я поступила в graduate school - аспирантуру - в Канзасе, одновременно со мной поступили еще примерно 20 человек. Индия, Непал, Греция, Грузия, Китай, Турция, Иран, Корея, Сербия - оттуда приехали многие из них. Девочка из Ирана и парень из Кореи отличались ленью и тупостью. "Девочке" из Ирана, кстати, было лет под сорок, она страшно гордилась тем, что она - угнетенная женщина востока - вырвалась из оков своей культуры и приехала изучать физику в Америку. И считала, что только за это ей должны были дать степень. Хорошо, что кроме нее на моем пути мне встретились еще две "угнетенные", которые, вместо того, чтобы всем про это рассказывать, просто честно и хорошо работали, продвигаясь в нужном им направлении без "положенных" им бонусов, а то было бы очень легко составить негативное мнение о нации по примеру этой Мойджган. Мальчик из Кореи был просто тупой и криворукий - очень похож на ленивца Сида из мультфильма. А звали его Хуюк - но это ничего страшного... Американские студенты: Кевин, два Криса, Мэтт, Марк, Эрик, Фрэн, Нора, Эли, Стив - исключительно умнички и успешные ребятки. Ни один из них не был образован хуже, или был ленивее, тупее, чем любой из нас. Все они приехали из разных штатов, разных университетов.
Интересно и хорошо то, что редкий американец оказывается в том университете, что ближе всего к дому. Скорее совсем наоборот. А потом, редко студент остается в аспирантуре там, где он учился на бакалавра. И тем более только в исключительных случаях новоиспеченный доктор философии остается работать в том унивеситете, где получил степень. Это традиция, это естественный ход событий, это ранняя наука жить самостоятельно, тест на умение учиться без надзора родителей. Это путешествия, встречи с новыми местами и людьми. Это много еще чего означает, если подумать, и многое дает в плане развития, опыта. А так же, это дает возможность объективно создавать и оценивать репутацию того или иного университета.

Ну вот - так много накатала, а еще много всего можно и хочется написать. Но вряд ли кто осилит и это количество букв.  А все-таки я в университетах половину своей жизни. Даже сейчас, работая в Национальной Лаборатории, я все же имею отношение к UC Berkeley - университету Калифорнии, кампус Беркли.

Продолжение, как всегда, следует.

life in us, memoirs, about me

Previous post Next post
Up