Часть 3: На берегах русской Америки

May 28, 2007 19:57




Итак, в этот день 3 года назад не далее, чем 27 апреля сего года я подскочил в 5-50 по звонку будильника, сгрёб себя в охапку, не приходя в сознание скатился по ночным улицам прямо к железнодорожному вокзалу, и на первой электричке начал свой путь в сторону Находки. Впрочем, ради справедливости стоит заметить, что ехал туда я всё-таки на автобусе (просто в это время суток железная дорога была наиболее адеквтным способом добраться до автовокзала, который во Владивостоке расположен отнюдь не в центре города). Автобус этот ехал достаточно неторопливо - в Артёме и Фокино стоял по несколько десятков минут, местными пассажирами по дороге тоже не брезговал. Хоть я и влез туда одним из первых и имел выбор мест, это не помогло - на уровне глаз шла балка между верхними и нижними окнами, а сами окна заклеены сразу двумя тонировочными плёнками (коричневой и синей) так, что заоконная картинка разом теряла всё очарование. Соответственно, с мечтой поснимать из окна окрестные ландшафты - а попадались и вполне приглядные - можно было сразу расстаться. Вдобавок, без остановки орало радио (плейер я оставил дома в целях экономии места в рюкзаке), но когда водиле это надоело и он поставил своё, радио я вспоминал с теплотой. Так что когда спустя 4 с половиной часа я вылез на свежий воздух находкинского автовокзала, это был настоящий праздник окончания пути.

Город Находка представляет собой колбасу длиной 20 км, причудливо уложенную вдоль берегов залива Находка (до 70-х гг ХХ века - залив Америка) и собственно бухты Находка (впрочем, к югу от бухты город "перехлёстывает" через сопки, выходя непосредственно к входу в залив - тут расположен новый нефтяной терминал). Ширина этой колбасы в отдельных равнинных частях достигает 3 км, а кое-где сокращается до шоссе, железной дороги и неизменной полосы кранов у побережья. Количество последних внушает: сразу становтся понятно, кто тут главный порт на Дальнем Востоке и один из крупнейших в России вообще. По крайней мере, у меня сложилось впечатление, что во Владивостоке портовый грузооборот всё же меньше, если я неправ - пусть экономгеографы меня поправят. ;)

Но начнём по порядку. Длина города исключает возможность обойти его за один день пешком, и я сел на автобус, привезший меня мимо станции Тихоокеанской (куда планировал, но с дороги она оказалась почти неразличимой, если не знать, где) к Рыбпорту. Насчёт рыбы не знаю, но судя по виду, его можно переименовывать в Дровпорт - впрочем, об этом дальше.



Платформы на всём протяжении Находки (от Тихоокеанской до мыса Астафьева) свежеотремонтированы и блещут, хотя (как я впоследствии узнал) электричка появляется там 2 раза в сутки - почти все поезда идут только до Тихоокеанской. Купив наконец-то нормальную карту города и кое-что на перекус, я направился на другую сторону бухты - в микрорайон Арсеньева, где намеревался полазить по сопкам в поисках вида на город.




Погода выдалась жаркой и безветренной, что лишь способствовало цветению и прорастанию всяческой растительности. Вид на город упорно не давался, предлагая в качестве отмазки скопления гаражей и пятиэтажек с маленьким кусочком бухты. Вскоре мне надоело лазить по всяким задворкам и я ушёл в горы, но и тут мне не было щастья - всё залесено напрочь, никакого пейзажа. Чудом ухватил вид на промзону "по ту сторону" бухты: вдали остров Лисий, где-то слева - нефтеналивной порт.




Были в залесённости и преимущества - не так жарко, да и весенний лес, сплошь усеянный первоцветами, тоже производит вполне приятное впечатление.







Наконец, уже спускаясь, я таки нашёл пейзажную точку и, нависая над обрывом, смог рассмотреть порт. Рискуя тушкой организма снимал я фотокарточку сию! А всё равно какая-то фигня получилась.




Не обнаружив в окрестностях автобусной остановки, я погулял по сопкам ещё немного и, как водится, нашёл вполне безопасные с точки зрения падения с высоты виды на город. Точнее - на кутовую часть бухты.



Кто сказал, что высотная поясность бывает только в физической географии?



Значительная часть побережья бухты (aka порта) занята неисчислимыми количествами древесины, предназначенной к вывозу. Глядя на эти завалы, почему-то моментально вспоминается словосочетание "вязанка дров". Грустно, на самом деле - вот так вот безблагодатно гнать за границу необработанный кругляк, да ещё в таких количествах.




Уже потом, по пути обратно в центр, до Штирлица дошло, что легче всего было бы обозреть бухту прямо от самого начала залива, с сопки у горбольницы (вот она, слева на верхней фотке) - но было уже поздняк метаться, время поджимало. Пришлось довольствоваться слегка разреженным березняком:



Закончив с дебрями, я переместился ближе к центру города (если считать, что у него есть центр - что в случае с Находкой совсем не факт). Центр, прилепившийся к одной-двум магистральным улицам, представляет собой множество вариантов советской типовой застройки разных эпох, начиная со сталинской. Кое-где это разбавленно типа-современными стеклянно-пластиковыми офис-билдингами и развлекательными центрами (скажем нет пятому дефису в предложении!), кои билдинги подчас не скрывают своего китайского происхождения. Этажность обычно невелика, высоких советских зданий я вообще не заметил.




Со второй попытки станция Тихоокеанская всё-таки была найдена. Центральная в Находке, она расположена посреди запущенного сквера (если это можно так назвать), жилья вокруг не то чтобы не видно - пара бараков всё же есть.



Сама станция опять же перенесла ремонт и выглядит довольно симпатично. Мне она почему-то напомнила вокзал Тула-Вяземская. Отсюда, кстати, есть беспересадочное сообщение с Москвой.



Возле станции - видавшая виды жилая застройка.



И отсюда же начинается променад вдоль главной улицы: через каждые 500 м смотровые площадки, то и дело памятники (многие - новые), и непрерывно - вид на море: залив Америка во всей своей красе. Улица идёт по высокой террасе (?), внизу - железная дорога и нескончаемая череда портовых кранов.



Вид на север...



Вид на юг...


Справа за бухтой - мыс Астафьева, "дальнее" окончание Находки.

И, наконец, вид на залив.


За заливом - ещё одна (точнее, полторы) находкинских достопримечательности: сопки Брат и Сестра. Древние коралловые рифы, состоящие, как бывает в таких случаях, из чистейшего известняка и покрытые уникальной для здешних мест растительностью, почитавшиеся ещё обитавшими тут древнекитайскими чжурчжэнями, а кроме того, похожие друг на друга как (ну понятно). Были. Какая-то умная головушка отвела Брата под карьер и половину его радостно срыли на всякие технические нужды. Впрочем, это не новость, что в нашей стране женщины живут дольше мужчин.



Памятник советского строительства. Сверху, из-за лесочка (эти люди не любят публичности) выглядывает памятник постсоветского строительства.

Долго ли, коротко ли, дошёл я до очередного "центра" города и отправился далее на север - посмотреть с высоты на равнинную его часть: недалеко от владивостокского шоссе находится небольшая сопка с памятником на вершине. Времени оставалось в обрез - забежать на гору, скатиться вниз и отправляться назад во Владик. Так что я доехал до остановки "ВГУЭС" и пошёл в гору.



...А в чистом поле - система ГРАД образовательное учреждение!

Почему-то равнинная часть лишь частично занята многоэтажными спальными районами - в основном частный сектор. Пара видов на северную часть Находки:





На сопках за городом вовсю дымят палы, то и дело перерастающие в лесные пожары. Ещё одна неискоренимая дурная привычка - поджигать траву весной; уж не знаю, кому первому пришло в голову, что это полезно, но молотка эта голова давно заслужила.



На сопке, в стороне от памятника, заканчивают возводить символическую часовню - явно под впечатлением от владивостокской.



Памятник погибшим рыбакам - "Скорбящая мать". Построен, насколько я понял, в 70-х.



Под сопкой цветёт мультикультурализм и многонациональе: здоровенный китайский торговый центр и по совместительству ресторан в виде Китайской стены, с характерной надписью "Гостиница китайская кухня", чуть поодаль на склонах достраивают мечеть. Интересно, _кто_ строит часовню на горе.

На этом мой пробег по Находке был закончен, и я отправился на фирменную электричку "Приморочка", в которой и доехал до Владика за те же 4 часа без всяких заморочек. Электричка понравилась гораздо больше - народу меньше полвагона, никакого телерадио, места - как в поезде-сидячке, и даже билет дешевле, чем в автобусе; разве что ходит она только 2 раза в день, обычные электрички-то идут больше 5 часов. Поснимать из окна тоже удалось:



Срытый Брат на фоне Сучанской долины (реку Сучан то ли ввиду неблагозвучности, то ли в рамках борьбы с китайским наследием в советские годы переименовали в Партизанскую).



В той же долине, неподалёку от станции Боец Кузнецов - шикарный останец, торчащий прямо посреди распаханного аллювия.

Потом потянулась долгая дорога в горах. Я всё силился зафотать распускающуюся тайгу с тут и там понатыканными кедрами, но тайга каждый раз прикрывалась придорожными деревьями. Проехали перевал, снег здесь уже тогда стаял почти везде, кроме самых гольцов (судя по виду, под штуку высоты) - на Сахалине он лежит в горах до сих пор.


Типичная придорожная деревня. Присутствуют такие непременные атрибуты дальневосточной сельской жизни, как спутниковая тарелка и кедр на участке. И опять омрачающий пасторальную идиллию лесной пожар.



А тайга, тем временем, распускается, и лучше всего это заметно по долинам рек: сплошное разноцветье. Отнаблюдав, помимо прочего, трансформацию кумулюсов в лентикулярисы, я досрочно покинул Приморочку, ну а дальше был очередной закат на фоне гор за Амурским заливом, ночное покорение сопки Крестовой и возвращение в гостиницу хорошо за полночь - впрочем, всё это уже здесь было.

...А мы уйдём на север...

дв07, фото, прогулки, Находка

Previous post Next post
Up