Чаще всего под инфовойнами понимается пропаганда, деятельность сми, то есть некие идеологически-психологические инструменты влияния. Однако инфовойны это прежде всего война технлогий за территории, на которых проживают потенциальные потребители этих технологий. и, разумеется, технологии используются теми, кто стремится к влати. Интересная история про Хилари Клинтон и о ее колаборации с Гугл для формирования себе определенного имиджа с помощью автоподсазок в поисковой строке Гугла.
Поисковая система Google подыгрывает Хиллари Клинтон в ходе предвыборной кампании и занимается банальной промывкой мозгов. Наша прелесть
Начиналось все с видео - фигурирующий в нем некто Мэтт Либерман показывает, что гугловский поиск выдает очень странные и очень комплиментарные для кандидата от демократов подсказки, а этого никак не может быть случайно. И еще в этом видео есть объяснения того, почему это так: обрисовываются давние связи владельцев именно этой компании с партией демократов, лично с семьей Клинтонов, а также с Пентагоном и т.д. Да, вы можете это видео посмотреть: [Spoiler (click to open)]
Речь здесь о вроде бы маленькой и приятной штуке, называемой autocomplete, или автоподсказкой, которая всего-то нужна для экономии нашего времени при поиске. Начинаете вы печатать запрос "пушкин п", а поиск уже угадывает ваше желание, дописывает: "поэт" (а не одноименный город). Но если вы продолжаете так: "пушкин пис…", то вам подскажут не "писатель", а "письма к жене". По той простой причине, что большая часть запросов идет именно на этот предмет. Хотя строчкой ниже выскочат и другие варианты подсказок.
Все поисковые системы это делают. Но в случае с Хиллари были замечены странности: допустим, обругал ее Дональд Трамп преступницей, это сегодня главная новость, вы хотите узнать, что он, дословно, сказал. Набираете "хиллари пре…", и у вас появляется несколько вариантов, только каких-то странных. "Президент", да хоть "прелесть", только не то, что вам надо. Это я, естественно, объясняю в пересказе на русский, но история подлинная. В английском варианте речь шла о предъявлении Хиллари обвинений (indictment), а Google уводил ищущего куда угодно, вплоть до отношений ее с Индией.
Почему этого не может быть: потому что автоподсказка должна работать тупо и автоматически. Если большая часть людей сегодня ищет что-то насчет преступления Хиллари, и никому не интересны ее взаимоотношения с Индией, то функция должна учитывать это в режиме реального времени и соответственно реагировать. Кстати, в других поисковиках - Bing или Yahoo - все было нормально. А у гугловцев - нет.
Кстати, догадайтесь, какие подсказки выдавались именно гугловцами в отношении не только Дональда Трампа, но даже и Берни Сандерса - демократического соперника Клинтон.
Скандал этот вспыхнул еще весной, но корпорация Google заявила, что ничего подобного не было, кому-то приснилось. И все затихло.
И тут оказывается, что все это время работала исследовательская группа, которая доказала: все не просто было, а оно было гораздо хуже, чем все думали. Здесь была проблема с тем, чтобы поймать мошенников за руку, найти доказательства. Дело в том, что информационная картина все время меняется, надо успевать зафиксировать то, что вызывает у тебя подозрения. И еще - поисковые системы держат всех и каждого под колпаком, анализируют, какие запросы этот конкретный человек (компьютер) делает, и потом подстраивает под эти запросы свою автоподсказку. В итоге в каждый момент у каждого человека на экранах все разное. И тогда группа исследователей во главе с Робертом Эпстайном из Калифорнии начала работать в режиме спецоперации. Выходила в поиск с самых разных компьютеров и везде делала скрин-шоты.
Кстати, Эпстайн - тот человек, на основании чьей еще прошлогодней работы снял свое видео Мэтт Либерман. А еще Эпстайн доктор психологии - психологии человеческого поведения. Поэтому он не только ловит Google за руку, он еще квалифицированно выясняет, какими могут быть последствия подобных "подсказок" для поведения тех или иных групп избирателей.
Наука - дело долгое, Эпстайн собирался выпустить свое расследование зимой. Но, понимая, что президентские выборы - в ноябре, публикует доклада сейчас.
Это большой документ, надо читать его целиком, но там говорится, например, что гугловские игры могут повлиять на решение трех миллионов избирателей о том, за кого голосовать. Это очень много в нынешней американской подвешенной ситуации.
Еще доказывается вне всяких сомнений, как подсказки объясняли публике, что "Хиллари выигрывает", "Хиллари великолепна", что нагуглить знаменитое словосочетание "Хиллари - жулик" (crooked) без боя невозможно, что ответ на запрос "когда выборы?" сопровождается известно чьей фотографией…
Так это все были еще пустяки. А вот дополнительные выводы этого исследования: существует "манипуляционный эффект поисковых систем" (SEME), то есть подсказки водят вас по поиску, "как пса на поводке". Особенно с учетом того, что это уже не "опция", вы не можете отключить такую функцию, разработчики об этом позаботились. И чем бы ни была автоподсказка раньше, "сейчас ее главная функция - манипулировать" (сознанием и поведением людей).
И это касается не только американских выборов. Предварительный доклад напоминает нам, что "поскольку у Google 90% поисковых возможностей по всему миру… мы считаем, что SEME определял итог 25% выборов по всему миру в последние годы, и влияние его на выборы растет с каждым годом". Вспомним, как продвигала госсекретарь Хиллари Клинтон "свободу интернета" в глобальном масштабе…
Так что речь уже не только о ней, и не об исходе нынешних выборов. Скандал имеет все шансы выйти за пределы США и стать именно глобальным.