Культорологическое восприятие фотографии в российском обществе

Oct 25, 2012 01:18

Известно, что с момента изобретения фотографии до момента как она получила полноценный статус вида искусства, и пережила свой первый рыночный бум, прошло больше столетия. В 60х годах фотография уже занимает ключевую позицию в развитии модернизма 20 века - будь это братья Bragaglia с Футуризмом, Langdon Coburn с Вортицизмом, Laszlo Moholy-Nagy с Конструктивизмом, Man Ray с Сюрреализмом - однако она все еще видится маргинальной и проблематичной формой, которой не достают статуса живописи или скульптуры. Но постепенно эта картина начинает меняться. Так появляются не относящие себя к фотографами художники-концептуалисты, среди которых Ed Ruscha и John Baldessari, пожалуй, одни из самых влиятельных. В 1962 году происходит историческая выставка «Новое изображение обычных предметов» (New painting of Common Objects), ставшая одной из первой выставок поп-арта в Америке, в которой приняли участие Ed Ruscha, Andy Warhol, Jim Dine и другие. В том же году Edward Steichen назначает своего последователя на роль куратора Музея Современного Искусства (MoMA), которым становится фотограф John Szarkowski, сыгравший значительную роль не столько своими фотографиями, сколько тем, что именно при нем Нью-Йоркский музей стал одним из первых, расширивших понятие об искусстве и включивший в него фотографию. Также в начале 70-х годов в американском обществе возникает первый серьезный коммерческий интерес к фотографии, и появляются первые коллекционеры, заинтересованные не в дешевых репродукциях, а в оригинальных работах. Спрос рождает предложение, и в один миг, вначале в Америке, а потом и по всему миру, все уважающие себя художественные галереи стали активно выставлять и продавать это новое веяние в искусстве. Чуть позже, с установлением постмодернизма в 1980-х, и появлением таких фигур как Cindy Sherman и Richard Prince, статус фотографии превозноситься чуть ли не до самого престижного в современном искусстве. Эта новая форма, в которой можно избежать второсортности, где еще можно быть первооткрывателем, и через которую оказывается намного легче донести свои идеи.



- Модернизм


the Cellist 1913, © Bragaglia Anton


Photodynamic Portrait of a Woman, 1924 © Bragaglia, Anton


1916-1917 © Langdon Cobur

1923, © Laszlo Moholy-Nagy
Woman with long hair, 1929 © Man Ray
- Post- Modernism




© John Baldessari

История говорит нам о том, что искусство, которое перестает развиваться, достигнув некоего идеала - умирает; а развитие с необходимостью включает в себя отказ от старых принципов и создание новых. С момента своего возникновения, фотография переживает эволюцию, подобную живописи, в своем лишь темпе. Формируется и массовая культура потребления современного искусства. Если еще в начале 20-его века, мы и шли более ли менее в ногу с мировым уровнем, то с приходом Советской Власти и эпохой соцреализма, ситуация изменяется. Если для Америки и Европы, фотография несет за собой свободу, то у нас она несет агитационные плакаты, листовки, и преданному служению партии. Идеологическая пропаганда против буржуазной блажи. А ведь были же самородки, был Прокудин-Горский, ученик Менделеева, разработавший новые методы в цветной фотографии и запечатлевший Царскую Россию (и бежавший из нее в 1918 году), Халдей, прошедший с камерой Leica от Мурманска до Берлина, представляя редакцию ТАСС (правда, в 1948 году был уволен из ТАССА за недостаточную политическую грамотность), был Карл Булла, который мог стать родоначальником российского репортажа, был Слюсарев, наш слегка запоздалый ответ Lazslo. Но все это оставалось, как мне кажется, на каком-то микроскопическом уровне, неспособном сдвинуть с места гигантскую машину, в чьи колеса так прочно засунули палки.

В последнее время, меня стал дико  интересовать вопрос нынешнего уровня культуры, в том числе фотографии, в российском обществе.  Его соответствие мировым масштабам и стандартам. Насколько это непреодолимый барьер? И согласятся ли со мною современные российские гуру и фотографы?  Про себя я знаю, что меня в первую очередь привлекают не просто красивое изображение, а субъектная сторона картины, а также та роль, которую она сыграла, или может сыграть в истории искусства, и в развитии культорологического восприятия. И если это повторение - то, да, красиво, замечательно, можно, конечно, что-нибудь сказать про то, как красиво падает свет, какие яркие, чистые, грязные, цвета, как гормонична композиция .. Уф, скажите это Синди Шерман, я думаю, для нее это будет незабываемый комплимент!




2003 © Cindy Sherman

Я очень люблю наших самородков современности, таких как Нина, С. Осьмачкин, Д. Музалев, А. Зейгарник, Пинхасов, Коневин тот же, Анзор, А. Петросян, Максимишин, С. Пожарская, Мухин.. . Надеюсь, что с помощью них, а также благодаря могуществу социальных сетей, я смогу пролить для себя вскоре больше света и ясности на все эти вопросы, и даже возможно когда-нибудь насобираю материала на продолжение этой темы..  

art, photography

Previous post Next post
Up