Избранные мной цитаты из книги Серкина "Хохот Шамана".
Шамана заинтересовало, когда я назвал его «прагматистом по Дьюи», но он посмеялся над тем, что прагматично полезное для общества. Деятельность Шамана скорее описывается схемами конструирования будущего на базе прошлого действиями настоящего. Мою ситуацию он посчитал результатом только моих собственных действий и заявил, что жизнь и впредь будет заводить меня в тупики, «если ты не начнешь собирать свои действия для будущего, как собирают бревна для дома».
- Ты считаешь, что это должно было произойти?
- Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.
- Мистика какая-то.
- Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм.
- Но если мне не нужен результат?
- Не нужно было действовать.
- Люди могут действовать, не подумав или по ошибке.
- Результату все равно. Он наступит.
- Это плохо?
- Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов - он может быть опасен.
- Что же делать?
- Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.
- Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно.
- Полезна для вида, для индивида - опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность.
- Что делать, если ненужное действие уже совершено.
- Иногда помогает обратное действие, но редко.
- А что-нибудь помогает часто?
- Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.
- Как понять, какие действия нужны, а какие нет?
- Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.
- Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела.
- Тогда сделай это постепенно.
- Как?
- Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные.
***
01.09.1999
Советы Шамана показались мне очень толковыми. Я был полон решимости прекратить ненужные дела. Чтобы никто не мешал, я даже сказал знакомым, что в конце августа улетаю в Москву. В первый же день, когда ненужные дела должны были прекратиться, появилась масса новых интересных и неотложных дел: редактор престижного журнала попросил написать статью, позвонил обеспеченный предприниматель и попросил его консультировать, вечером я с радостью встретил давнюю знакомую[42]. Десять дней радостно-энергичной и псевдоуспешной суеты настолько выжали меня, что, нарушив все эти «успешные» договоренности, я ушел в свой домик. Через сутки в гости пришел Шаман.
- Решив не делать ненужных дел, я настолько выжат нужными, что и описать трудно.
- Ты выжат суетой. (Шаман усмехнулся.)
- Но это действительно нужно: и публикации, и деньги.
- Откуда ты знаешь?
- Это всегда было проблемой.
- Да-а, мужик. Оказывается, я не сказал тебе самого главного о нужных и ненужных делах.
- Что это?
- Обычный человек не может отличить нужные действия от ненужных без специальной практики?
- Эта практика доступна мне?
- Да. Вернись к реальности.
- Но как?
- Решив не делать ненужных дел, необходимо пару-тройку дней не начинать никаких новых дел вообще.
- Что же делать в это время?
- Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай.
- До каких пор?
- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя.
- Сколько ждать этого?
- Думаю, что в твоем случае два-три дня.
- И что потом?
- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.
Через две недели я совершил обратное действие. Еще через год - стал готовить записи разговоров с Шаманом к публикации. Огромная масса ненужных дел[43] свалилась почти сразу.
***
Однажды, когда мы пили чай, в гости зашел мой давний знакомый, считающий себя человеком творческим и неординарным. Он не был у меня несколько лет, что не помешало ему явиться, как всегда, без предупреждения. Шаман почти не обращал на него внимания, что «зацепило» знакомого, и он стал, по своей привычке, ничего не зная о Шамане, советовать ему пересмотреть свою «пустую» жизнь. Шаман внимательно выслушал советы, еще более «зацепил» знакомого парадоксальными замечаниями и рефлексивной надстройкой и, в свою очередь, дал ему ряд рекомендаций. Зная, что без расспросов Шаман дает методические рекомендации только тем, кого считает больным, я был удивлен. По моим прикидкам Шаман не был в городе более пятнадцати лет, и он уверенно «лечил» современного человека. В его словах было настолько много того, что эвелны называют «сила слова», что мой нигилист выполнил после очень тщательно все рекомендации. Он изменился довольно быстро (за три-четыре месяца) и весьма неожиданно. Наверное, неожиданно и для себя самого.
- З.: И как же мне начать?
- Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.
- Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.
- Ты ни разу не выполнил ритуал[45] планирования.
- Может ты, о мудрейший, расскажешь мне сей древний ритуал.
- (Шаман не реагировал на иронию.) Прежде всего, сходи в баню и сделай себе аккуратную модную прическу.
- Это зачем?
- Потом купи себе модные хорошие туфли. Есть деньги?
- Есть-есть.
- Если денег нет сейчас, помой и почисть эти.
- Очень интере-е-есный ритуал!
- Купи себе хороший фирменный одеколон, ручку «Паркер» и хорошей, лучше финской, бумаги.
- О, ближе к делу.
- Чисто вытри стол, положи на него пачку бумаги и ручку «Паркер».
- Ну, Вы совсем утрируете.
- Одень новые туфли, глаженые брюки, свежую рубашку, сбрызни новую прическу одеколоном, выключи телефон, убери часы и сядь за стол не менее чем на полтора часа.
- Это, действительно, ритуал. Вы не смеетесь?
- Возьми из пачки лист и напиши на нем «Паркером» сверху «Планирование реальных действий».
- Вы смеетесь.
- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что это даст?
- Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что мне думать о линии жизни?
- Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- И что это даст?
- Несколько раз тебе придется отбрасывать посторонние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.
- Так что это даст?
- Ты когда-нибудь делал так?
- Нет.
- Эта новая для тебя практика - начало культурного действия планирования.
***
30.10.2000
Понимаю, что подготовка Шамана к отъезду завершается. Документы есть, одежда есть, денег он заработал за месяц больше, чем я за три, дав весьма специфическое объявление о ремонте сантехники. Начало нового цикла обеспечено заменой ванн и унитазов. Шаману все равно. Он говорит, что я вижу символизм не там, где он есть.
С ним не чувствуешь себя комфортно, скорее общение с ним проблематизирует то, что называется «личностью». Но с ним чувствуешь, как растет твое понимание мира и что-то, что будет после личности. Неизвестно, увидимся ли мы?
- Зачем ты едешь в ЦРС?[48]
- Я был в городах в другой стране, еще до Горбачева. Сейчас не чувствую себя компетентным. Это очень ценная практика.
- Что в этом ценного?
- Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
- Но он все более хорошо решает привычные задачи.
- Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…
- Новые задачи нужны для мышления?
- Для всего: ума, тела, чувств.
- А тебе не тревожно?
- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.
***
Солнечные склоны в крутых распадках уже хорошо прогреваются днем. Появились проталины. На них сухо, так как вода моментально стекает с крутого склона. Высокая, желтая с осени трава и множество кустиков с прошлогодней брусникой. Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:
- Что ты говорил о «жестокой борьбе за существование»?
- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.
- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.
- А не бороться, так сразу замерзать?
- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.
- Как?
- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.
- Но без напряжения сил не обойтись.
- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, «по течению» дня, часа, мига.
- Но как?
- Начни, старайся чувствовать и поймешь.
***
Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.
- Ты часто раскалывал так яйца?
- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
- А как ты научился их так ровно раскалывать?
- Не учился. Придет же такое в голову.
- Но как ты их колешь?
- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
- В чем секрет?
- У нас разные действия.
- В чем разница?
- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.
- Какими частями?
- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц. - Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.
- Но как?
- Начни это.
***
Иногда Шаман резко отказывается обсуждать, казалось бы безобидные темы, как это было, например, с моим вопросом о комнатных растениях. Зато другие темы, которых многие люди избегали бы, Шаман может спокойно и подробно обговаривать.
- Ты не думал жениться?
- Ты не сможешь понять. Мои дети и внуки выросли, а подруги умерли. Но в жизни есть этапы развития, которые мужчины и женщины не могут пройти в одиночку.
- В целом ряде учений говорится о преимуществах жизни без партнеров.
- Почему, по-твоему, на Земле создано примерно одинаковое количество мужчин и женщин?
- Не знаю. Почему?
- В старых легендах говорится, что мужчина и женщина - только половинки полноценного человека.
- Ты считаешь, что это правда?
- Правда, что мужчины и женщины во многих парах не являются отдельными людьми, а частями парной системы.
- Как это?
- Как младенец не является самостоятельным существом, а живет лишь в системе с мамой.
- Как складывается такая система «мужчина-женщина»?
- Годами из тысяч привычек. Например, если она забывает закрывать двери - он приучается проверять, он не может торговаться на рынке - она обучается этому…
- Обязательно нужно побыть в системе?
- Кто не был частью системы, не сможет быть цельным и один.
- Почему?
- Просто он не знает, как развивать себя до целого.
- Но ты сам живешь один?
- В городах я живу как горожанин, в землянках - как отшельник. Ты поймешь после шестидесяти, если будешь здоров и силен.
- А я буду здоров и силен?
- Это - вряд ли.
- Что мне делать, чтобы быть здоровым?
- Первое - не делай излишнего.
***
Всегда знал, что Шаману очень много лет, но не заговаривал об этом, считая почему-то, что он не будет обсуждать вопрос о долголетии. После вчерашнего разговора я вдруг понял, что Шаман не видит в этом никакой тайны, которую нужно скрывать, и единственным препятствием к знанию может стать лишь наша деятельностная относительность.
- Все-таки, что второе?
- Нужно, чтобы была энергия жизни.
- Где ее взять?
- Взаимная, сильная любовь.
- Элена Гарро?
- Что это?
- Мексиканская писательница[25]. Она писала, что время и любовь - одно и то же. Еще потом об этом писал Лазарев[26].
- Писатели - (непередаваемый синонимами трехкоренной рифмованный курсив). Может, в этом и есть смысл. Но я говорю о мужестве жить.
- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?
- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.
- Достаточно такого мужества?
- Его достаточно, чтобы учиться.
- Всем надо рекомендовать любовь?
- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.
- То есть мужество есть еще до любви?
- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)
- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)
- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.
- Кто учит нагонять волну своей жизни?
- Человек учится сам.
- С чего начинать?
- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.
- Начинать с асоциальности?
- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
- Нужно сделать карьеру, добиться признания?
- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.
- Но потом практически невозможно отказаться.
- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.
- Как же жить, отказавшись от себя?
- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.
- Другого пути нет?
- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.
Книга есть здесь:
http://flibusta.net/b/271978