В новой работе
"Why Is Anything Conscious?", авторам удается связать происхождение сознания с естественным отбором.
• Сознание - это необходимая адаптация в ходе эволюции.
Авторы работы принимают за отправную точку естественно отобранный, самоорганизующийся, воплощенный организм и предлагают математическую модель описывающую, то как биологические системы самоорганизуются для иерархической интерпретации немаркированной сенсорной информации в соответствии с валентностью и их конкретными потребностями.
Такие интерпретации подразумевают поведенческие шаблоны, которые можно отличить друг от друга только по качественному аспекту обработки информации. Давление отбора благоприятствует системам, которые могут вмешиваться в мир для достижения гомеостатических и репродуктивных целей.
Качество - это свойство, возникающее в таких системах для связи причины с аффектом, чтобы мотивировать вмешательства в реальный мир. Это создает ряд качественных аспектов (интероцептивных и экстероцептивных), которые мотивируют определенные действия и определяют приоритеты и предпочтения.
Авторы работы утверждают, что "феноменальное сознание" без "сознания доступа" достаточно распространенно, но вот обратное неправдоподобно.
Феноменально осознанный контент является феноменальным, тогда как контент, ориентированный на доступ, является репрезентативным. Любое абстрактное «репрезентативное» содержание - это просто организованное феноменальное содержание, сгруппированное в соответствии с причинами валентности.
Тут появляется и другая сторона. Вопрос не в том, почему существуют квалиа, а в том, почему кто-то думает, что репрезентативные содержания могут существовать без предварительного изучения посредством качественного опыта и различения.
Это вовсе не означает, что нет такой вещи, как квалиа, а предполагает, что нет такой вещи, как чисто репрезентативное содержание, ни в чем, кроме инструментов, которые мы конструируем, и наших интерпретаций их поведения.
Информация, воплощенная в компьютере считается «репрезентативной», потому что она что-то для нас значит. Однако когда мы воплощаем наши абстракции, мы отделяем их от валентности, которая мотивировала их конструкцию. Это предполагает, что не существует такой вещи, как репрезентативное содержание. Это выдумка, которую изобрели люди, пытаясь изо всех сил свести собственные абстракции к их основной природе: причинам валентности. Что переводит на уровень ниже, к фундаментальному побуждению: остаться в живых.
Иллюстрация стадий сознательного организма:
▪️ Стадия 0: Бессознательное состояние. Нулевая стадия может пониматься как сознание, которое мы готовы приписать камню: точнее, назначенное таким образом отсутствие сознания. • Пример: камень.
▪️ Стадия 1: Жестко запрограммированная. Первая стадия относится к адаптациям, жестко запрограммированным в результате естественного отбора.
Это своего рода предустановленное поведение, позволяющее сложности сохраняться в достаточно согласованной среде.
• Что: Жестко запрограммированные адаптации. Привыкание и сенсибилизация.
• Как: Расширение приспособленного поведения в результате естественного отбора и жестко запрограммировано в организме как протоколы (в ДНК, дизайне, среде обитания и т.д.).
• Почему: Если окружающая среда очень предсказуема, она может быть очень эффективной для жесткого кодирования поведения.
• Пример: одноклеточные простейшие.
▪️ Стадия 2: Обучение. Чтобы учиться, организм должен хранить, классифицировать и упорядочивать события по валентности.
Недавно было показано, что даже медуза Tripedalia Cystophora способна к ассоциативному обучению. Полностью распределенная система управления тоже может «обучаться»!
Но все же, вторую стадию лучше представит нематода C.elegans, которая имеет централизованную нервную систему и проявляет некоторую способность к адаптации с опытом. Однако отсутствие «самости» запрещает причинно-следственные рассуждения, которые должны ограничивать пространственные навигационные способности. Когда C.elegans голодают, они демонстрируют «повышенную подвижность и рассеяние при случайном, а не целенаправленном поиске», тогда как нечто вроде пчелы или муравья может вспомнить и перейти к ранее обнаруженной пище. Нематода может учиться, но отсутствие «я» для причинно-следственных рассуждений ограничивает адаптивность.
▪️ Стадия 3: «Я» 1-го порядка. Именно здесь начинается феноменальное сознание, с «Я» 1-го порядка. С биологической точки зрения это также подразумевает повторную референцию, которая является ключом к субъективному опыту. Именно здесь можно сказать, что у организма есть намерение. Интуитивно понятно, что протоколы, мотивирующие поведение, является намерением этого поведения.
Чем «слабее» протоколы, тем больше моделей поведения они мотивируют. И наоборот, если в действиях человека есть что-то общее, то это намерение, которое их мотивировало. Чем разнообразнее действия, тем более «общее» или «высокоуровневое» намерение они разделяют.
Например: действие по приему пищи обычно предполагает намерение утолить голод. Если протокол подразумевается всем поведением организма, то он мог бы мотивировать это поведение. Авторы утверждают, что такими протоколами является организм.
На третьей стадии чувствуется простой голод и боль. Однако коммуникация еще невозможна, потому что организм на третьей стадии не обладает самосознанием, которое могло бы репрезентировать восприятие другим человеком своих намерений. Организм на третьей стадии также не сможет представить свою собственную смерть или стыд, потому что он не может представить себя.
• Что: Я 1-го порядка. Феноменальное сознание.
• Как: Вариант, в котором вмешательство не идентично наблюдению.
• Почему: Точное предсказание последствий вмешательств. Например: чтобы ориентироваться, муха должна различать перемещение и перемещение окружающей среды.
• Пример: Домашняя муха.
▪️ Стадия 4: Я 2-го порядка. Четвертая стадия - это «Я» 2-го порядка, сознание доступа следует за феноменальным сознанием.
Способность воронов намеренно обманывать позволяет предположить, что они находятся как минимум на четвертой стадии. Интуитивно кажется вероятным, что собаки и кошки обладают «Я» второго порядка, поскольку им приходится охотиться на достаточно умных животных и предвидеть, как будут восприняты их действия. Например: кошка ожидает, что ее добыча убежит, когда ее заметят, и прячется.
• Что: Доступ к сознанию. Теория разума. Самосознание. Внутреннее повествование.
• Как: Давление отбора требует теории разума.
• Почему: Я 2-го порядка необходимо для предвидения, манипулирования и сообщения намерений. Это позволяет предугадать, как другие воспримут его поведение. Это может быть предвидение реакции хищника или жертвы или навигация по социальной иерархии.
• Пример: кошки, собаки, вороны.
▪️ Стадия 5: Я 3-го порядка. Я 3-го порядка облегчает сложное планирование, особенно социального характера. «Я» 3-го порядка - это «Я» 2-го порядка для своего «Я» 2-го порядка.
• Что: Мета-самосознание. Внутреннее повествование, в котором у актеров есть внутренние повествования.
• Как: более точное предсказание и планирование.
• Почему: потому что социальный организм должен предсказывать сложную социальную динамику.
• Пример: Человек. Очень умные животные, такие как австралийские сороки, также могут обладать таким же сознанием.
Выводы: В своей работе авторы формально объединили состояния низшего порядка и метапредставления высшего порядка, разрешив сложную проблему сознания.
Был описан многослойный формализм, иллюстрирующий, как биологические самоорганизующиеся системы становятся феноменально сознательными, когда они конструируют «Я» 1-го порядка. Человек, лишенный личности 1-го порядка, не может осуществлять причинно-следственные рассуждения, необходимые для адаптации.
Авторы утверждают, что доступ к сознанию на человеческом уровне невозможен без способности иерархически моделировать себя, окружающий мир, других и как другие моделируют вас.
• Сознание нужно нам не для сложных размышлений, а для того, чтобы чувствовать и различать то, что с нами происходит.
Представьте метафору: ваш организм - корабль в море жизни. Без ощущений этого моря, позволяющих кораблю чувствовать, где опасно, а где нет, он просто очень скоро пошел бы ко дну.
Наш разум развивался не как некий компьютер, обрабатывающий данные, а как механизм, который помогает адаптироваться. Им управляют ощущения и переживания - например, когда мы радуемся или пугаемся. Такие чувства помогают нам выбирать, что важно, а что нет, какие действия могут помочь, а какие - навредить.
Это основа нашего сознания: не просто анализировать мир, но понимать его и чувствовать.
• Сознание - это не просто умение копировать поведение других. Это умение видеть мир с определенной точки зрения и использовать эту перспективу для выживания.
• Сознание в его полном объеме, как у людей, требует способности видеть мир и себя с разных сторон, понимать, как нас воспринимают другие, и действовать с учетом этих знаний. Это не просто полезная, но и, возможно, необходимая способность для выживания в сложном мире.
И что особенно интересно, этот подход позволяет нам начать формировать настоящую науку о сознании, связанную не с абстрактными философскими концепциями, а с тем, что действительно помогает нам адаптироваться и выживать.
/Источник/
Картинка кликабельна