В продолжение темы:
«Большой Брат - сын Большого Бога» | Часть №1 «Большие Боги»
Термин «Большие Боги» получил широкое распространение после публикации бестселлера «Big Gods: How Religion Transformed Cooperation and Conflict» (Большие Боги: как религия трансформировала кооперацию и конфликты).
В
«теории Больших Богов» - The cultural evolution of prosocial religions (Культурная эволюция просоциальных религий), авторы разработали культурно эволюционную теорию происхождения просоциальных религий и попробовали с её помощью решить двойную загадку: человеческой психологии и истории культуры.
• Каким образом крупномасштабное сотрудничество незнакомцев смогло масштабироваться на сотни тысяч и миллионы человек?
• Как это связано с тем, что одновременно в мире появились просоциальные религии?
В своей работе авторы показали: в истории человечества оба процесса были тесно связаны и взаимно усиливали друг друга.
Основной тезис авторов можно кратко изложить так:
Поучающие и контролирующие поведение людей Большие Боги были ключевым дополнением к просоциальным инстинктам, что позволило людям распространить сложные поведенческие политики далеко за пределы своего клана.
Одним из важнейших условий сотрудничества является доверие - нет доверия, не получится и сотрудничество. В традиционных малых сообществах было довольно просто понять, кому можно доверять, а кому нельзя.
Все знали всех.
Людям даже не нужно было полагаться на свой собственный опыт в вопросах сотрудничества. Единственное, что было нужно, быть в курсе пересудов, слухов и сплетен. Конечно же, и в малых сообществах налаживание доверия не совсем тривиально. Эволюции потребовалось более 2 млн. лет на выращивание и совершенствование огромного и энергетически дорогого мозга человека. Но к началу неолитической революции 10-12 тыс. лет назад мозг человека уже ничем не уступал нашему, обладая колоссальной памятью, грандиозной вычислительной мощностью и безграничными возможностями социального обучения.
И все равно, даже при таких способностях и возможностях переработки информации решение проблемы доверия в огромных анонимных обществах было весьма и весьма затруднительно. У людей просто не было нужной информации о тысячах и тысячах незнакомцев, которых они в жизни никогда не встречали, но которым они должны были доверять и с которыми они должны были так или иначе сотрудничать, живя в одной империи.
И здесь появляется религия Больших Богов. Точнее, несколько религий единобожия, каждая их которых поклонялась своему «Большому Богу» - сверхъестественному существу, обладающему тремя важными способностями.
• Во-первых, он способен заглянуть в нашу голову и узнать, что мы думаем. И поэтому он всегда в курсе истинного содержания наших помыслов: собираемся ли мы выполнить свою часть сделки или планируем обмануть; действительно ли мы собираемся сотрудничать или ищем лишь собственной выгоды и т.п.
• Во-вторых, Большого Бога заботит, пытаемся ли мы быть добродетельным человеком или лишь прикидываемся перед другими (а может и перед самим собой), руководствуясь исключительно корыстным интересом.
• В-третьих, если Большой Бог решит, что некто - плохой человек, нарушающий его заветы (например, не поступать с другими так, как мы не хотели бы, чтобы кто-то поступил с нами) - Большой Бог обязательно накажет этого человека. Причем это наказание неотвратимо. Если даже не при жизни, то по её окончанию обязательно.
В результате появления у общества своего Большого Бога, оно получало жизненно необходимое для роста и развития конкурентное преимущество перед обществами, не имеющими своих Больших Богов.
Сотрудничество требует доверия.
Но как можно доверять людям, о которых вы ничего не знаете и о которых никогда не слышали?
Надо быть простодушным или идиотом, чтобы доверять случайному незнакомцу.
Другое дело, если незнакомец искренне верит в вашего Большого Бога. Тогда, скорее всего, он вас не обманет, ибо не захочет подвергать себя или свою душу риску Божьей кары: жариться после смерти в Аду или превратиться в мерзкое насекомое.
В результате общества, в которых укоренилась вера во всеведующего, поучающего и наказывающего за проступки Большого Бога, имели несравненно больший потенциал доверия и сотрудничества, нежели общества, не имеющие такого Большого Бога.
И таким образом просоциальное поведение, характерное для небольших обществ, где все друг за другом наблюдают, могло масштабироваться на тысячи и тысячи незнакомцев, за которыми наблюдал всеведующий Большой Бог.
Как только вера в «сверхъестественных моралистов-карателей» становится повсеместной, человеку становится выгодно превратиться в искренне верующего. И происходит цепная реакция, в результате которой общество совершает качественный скачок потенциала доверия и сотрудничества.
Причем этот скачок - не разовый, а масштабируемый. Т.е. доверие и сотрудничество масштабируются вместе с ростом общества.
А раз так, то тем самым снимаются ограничения на масштабность и сложность решаемых обществом задач.
Все ограничения преодолеваются масштабированием сотрудничества в координируемые коллективные действия.
Когда пришли Большие Боги?
В работе
«Complex societies precede moralizing gods throughout world history» (Сложные общества предшествовали поучающим богам в человеческой истории) тщательный анализ исторических документов за последние 10 тыс. лет позволил установить - во всех исследованных обществах сначала возрастала социальная сложность, и лишь затем появлялись Большие Боги.
Этот вывод включает в себя три момента, принципиально важных для понимания эволюционного и исторического процессов развития цивилизации:
• Не Большие Боги порождают сложное общество, а сложное общество порождает себе Больших Богов - в этом суть установленного исследованием факта.
• Появление Больших богов происходит в обществе лишь когда оно в процессе усложнения достигает некоего порога социальной сложности - это ключевая предпосылка появления Больших Богов.
• Религии Больших Богов - это новый в истории цивилизации культурный механизм, необходимый обществу для снятия ограничений на собственное масштабирование, без которого невозможно дальнейшее усложнение решаемых обществом задач.
Политии, поклонявшиеся своему Большому Богу, обозначены цветными кружками (разные цвета для различных религий). Регионы, не имевшие Больших Богов в доколониальный период, показаны серыми кружками. Их социальная сложность отражает таковую для последней доколониальной политии в этом регионе. Числа на карте показывают возраст первых свидетельств наличия Больших Богов (в тысячах лет назад).
Социальная сложность является надежным предиктором наличия в обществе такой веры.
Социальная сложность (вертикальная ось на графике) нормирована: от 0 у самого примитивного общества до 1 для самого социально сложного. Сплошной линией показаны средние значения социальной сложности по 12 регионам (где зафиксировано появление религий Больших Богов), пунктирной - отмечены 95-процентные доверительные интервалы. По горизонтальной оси - время в годах (за ноль принят момент появления первых свидетельств веры в моралистических богов). Широкая вертикальная серая полоса показывает время появления стандартизованных ритуальных обрядов, узкая серая полоса соответствует среднему времени существования первой политии с верой в Больших Богов.
Большие боги имеют тенденцию появляться только после достижения порогового уровня социальной сложности (примерно 0,6), индикатором которого может служить появление государственных образований (или «мегаполисов») с населением около 1 млн.
Подведение итогов:
• Последний из произошедших на Земле Больших переходов - Большой переход Homo, - где-то в интервале 100-50 тыс. лет назад изменил сам механизм эволюции, переведя ее в экспоненциально ускоряющийся режим генно-культурной коэволюции.
• В результате этого ускорения в обществе Homo возникла нарастающая лавина инноваций, приведшая к тому, что всего за несколько десятков тысяч лет общество неимоверно усложнилось: от условий жизни до миропонимания, от структуры общества до масштабов и сложности коллективно решаемых задач.
• Произошедший скачок социальной сложности общества может быть измерен количественно. И это было сделано путем расчета профиля сложности, отражающего рост размера общества и усложнение его иерархической структуры.
• В результате «оцифровки» роста социальной сложности существовавших на земле древних политий, стало ясно, что этот рост в ходе генно-культурной коэволюции напрямую зависит от демографического масштаба, определяющего масштабы сотрудничества, координации и иерархического контроля населения.
• Рост масштабов общества сдерживается невозможностью масштабировать просоциальные инстинкты людей (доверие и сотрудничество), что не позволяет им распространить сложные поведенческие политики далеко за пределы своего клана.
• Для снятия ограничений на масштабирование общества, без которого невозможно дальнейшее усложнение решаемых им задач, в истории цивилизации появился новый культурный механизм - Большие Боги.
• Большой Бог представляет собой сверхъестественный «глаз в небе», способный видеть в умах людей и, соответственно, назначать наказания и награды. Вера в Большого Бога заставляет людей дважды задуматься о краже или отказе от сделки, даже в относительно анонимных взаимодействиях. Эта вера также повышает доверие торгующих, т.к. они знают, что надзирающий сверхъестественный судья всегда за этим следит и накажет за нарушение.
• Как только вера в Больших Богов становится повсеместной в обществе, человеку становится выгодно превратиться в искренне верующего. И происходит цепная реакция, в результате которой общество совершает качественный скачок потенциала доверия и сотрудничества. Причем этот скачок - не разовый, а масштабируемый. Т.е. доверие и сотрудничество масштабируются вместе с ростом общества.
• Появление Больших богов происходит в обществе лишь когда оно в процессе усложнения достигает некоего порога социальной сложности, индикатором которого может служить появление государственных образований («мегаполисов») с населением около 1 млн.
В результате всего вышеперечисленного:
✔️ в цивилизации складывается условия для устойчивого развития, когда «наблюдаемые люди - хорошие люди», а их сотрудничество практически неограниченно масштабируется;
✔️ отсутствие ограничений на масштабирование сотрудничества снимает ограничения на масштаб и сложность решаемых обществом задач.
/Сергей Карелов/ /Продолжение следует/
/Источник №1//Источник №2//Источник №3//Источник №4/