Оригинал взят у
andeadd Меняются эпохи, меняется общественный строй, меняются идеологии, но одно остается неизменным: все талдычат о конце света.
"Мир обязательно РУХНЕТ, и этот момент стремительно приближается" - об этом говорили и шумеры, и ацтеки, и гунны, и средневековые европейцы, об этом говорят и наши современники. Причины апокалипсиса называются самые разные - гнев богов, нашествие инопланетян, ядерная война, столкновение с планетой Нибиру, экологическая катастрофа и т.д. и т.п. Впрочем, конкретные детали неважны; важно, ПОЧЕМУ человечество всё время живёт в ожидании скорого конца?
Так вот, французский философ Жак Деррида даёт МАКСИМАЛЬНО необычный и интересный ответ:
Все мы умные люди и понимаем, что язык НЕ МОЖЕТ описать мир, в котором мы живём, во всей его сложности, противоречивости и многообразии.
Язык - всего лишь кокон, защищающий нас от бесконечного хаотичного мира.
Убежище, в котором мы чувствуем себя более-менее спокойно. Но за границами этого кокона бурлит иррациональная чудовищная КАША, которую язык описать не способен. Соответственно, язык - это САМОЗВАНЕЦ, который не даёт реальную картину мира, а наводит туман, врёт и страшно всё упрощает. Поэтому в языке ЧУВСТВУЕТСЯ страх разоблачения. Этот страх рождается из самой СУТИ языка и проявляется, в частности, в виде казалось бы непонятно откуда рождающихся постоянных предсказаний о скором КРАХЕ мира.
То есть мы чувствуем фальшь, слабость и непрочность языкового мира, но так как это единственный мир, который у нас есть, для нас это звучит как капец ВСЕМУ и поэтому ПРОГОВАРИВАЕТСЯ в виде апокалиптических прогнозов.
Вообще, разнообразные следствия тезиса "язык есть единственная человеческая реальность" интересовали многих философов XX в.; собственно, большая часть прошлого века и прошла под флагом "лингвистического поворота".
Действительно, то, что сама СТРУКТУРА языка задает закономерности функционирования нашей т.н. реальности, - это охрененная, гипнотизирующая мысль.
Философию вновь и вновь упрекают в том, что она по сути не движется вперед, что те же самые философские проблемы, которые занимали еще греков, продолжают занимать и нас.
Причина кроется в том, что наш язык остается тем же самым и вновь и вновь склоняет нас к постановке тех же самых вопросов. Коль скоро сохраняется глагол “быть”, коль скоро имеются прилагательные “идентичный", “истинный", “ложный”, “возможный”, до тех пор, пока мы одними и теми же словами говорим о потоке времени и протяженности пространства и т.д. и т.п. - люди всегда будут сталкиваться с одними и теми же загадочными трудностями.
Язык для всех готовит сходные ловушки, огромную сеть ложных пешеходных дорог. И мы видим идущих одного за другим по этому лабиринту, наперед зная, что вот здесь человек свернет, а здесь проследует прямо, не заметив ответвления пути...
/Людвиг Витгенштейн/
Жак Лакан выразил ту же мысль максимально ОБЩО и лаконично: "Бессознательное структурировано как язык". То бишь не инстинкты и/или архетипы, а особенности структуры языка постоянно и незаметно управляют людьми, поколение за поколением направляя нас к одним и тем же целям по одним и тем же дорожкам через одни и те же ловушки.
P.S.
Есть известный факт: в шахматах последняя пешка в 80% случаев съедается на НЕЧЁТНОМ ходу. Никакой КОНКРЕТНОЙ причины этого, на которую можно было бы указать пальцем, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Данная тенденция НЕУЛОВИМА, виртуальна и заложена очень глубоко в самой СТРУКТУРЕ шахмат.
Возможно, примерно так же именно в структуре языка (а не в инстинктах, архетипах и т.п.) коренятся тенденции нашего мышления и, как следствие, траектории наших жизней.