Пространство смыслов

Aug 25, 2018 23:28

Оригинал взят у egatiro


В продолжение темы:
Онтика.
Ламарк и Дарвин. На пути к синтезу.

Можно рассуждать так - по А. Лосеву, платоновская идея есть смысл вещи. А все эти идеи имеют отдельное существование. То есть такой мир идей-смыслов.

• Например, идея воды. Идея футбольного мяча. И т.п.

Доступ к этому миру имеет только разум. Он по предназначению должен видеть истинные смыслы вещей. Это и есть здоровый ум в чистом пространстве смыслов.
Но у человека по разным причинам это пространство деформировано.

Как будто кто-то подменил смыслы, перемешал все.


Аномия - это фактически насильственное перемешивание привычных смыслов в процессе разрушения таких структур как страна, государство, идеология.
Нельзя сказать, что привычные смыслы истинные. Они могут быть неверными.
Но в процессе аномии перемешивание может еще сильнее деформировать пространство смыслов.

Но какие-то пути есть.

Вот возьмем пример с новой звездой 1604 года.
• Ее неожиданное появление на небе в октябре совпало с началом деятельности Рысьей академии в Неаполе. Галилей, хотя еще не член академии, понял что происходит идеологически важное событие. А именно - рушится вся стройная космология Аристотеля и Птолемея, а если взять поглубже - то Августина и Фомы Аквинского. То есть на небе вдруг появилось нечто, что грозило двум важнейшим идеологическим структурам.

Галилей измерил параллакс новой звезды и пришел к выводу, что это не комета, не планета, не спутник, а действительно звезда. А это значило минимум что надлунный мир, который по учению перипатетиков и томистов был вечным и неизменным, не такой уж и неизменный. В то же время орден иезуитов из кожи вон лез, выставив свои лучшие умы, с тем чтобы доказать что ничего нового нет, просто эту звезду раньше не замечали, а на небе она была всегда.

Нет никаких сфер в надлунном мире, да и самого надлунного мира нет, а на Солнце есть пятна.

Значит, Галилею удалось приблизить свое пространство смыслов к истинному пространству смыслов. И сделано это было благодаря не метафизике, которой хватало у томистов, а благодаря геометрии (измерение параллакса и расчет расстояния до новой звезды). Стало быть, Галилей нам подсказывает, что истинное пространство смыслов ищется не в туманной метафизике аристотелевых зарослей, а в том что Вигнер назвал "непостижимой эффективностью математики". И, по-видимому, интуицией.
Ведь Галилею нужна была сильная интуиция, чтобы снять с глаз привычное покрывало томизма и птолемеевой космологии.

Картина мира, Мнение

Previous post Next post
Up