Архетип «Аутло»: решение проблем или их создание

Dec 13, 2015 12:29

Оригинал взят у dreamer_m



Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова
Архетип «Заботливый»: кнопка отмены несчастий
Архетип Простодушный: одобрение или смерть
Архетип «Герой»: вечный воитель с бензопилой
Архетип «Романтик»: в обнимку с монстром
Архетип «Творец»: самодельные крылья
Архетип «Искатель»: яблоки молодильные и познавательные
Архетип «Шут»: губитель царей

Это первый из архетипов, который вы в сказках чаще встретите не в человечьем облике, а либо откровенным монстром, либо переодетым. Либо крадущимся во тьме ночной, потому что если их заметят и узнают - то Своему Парню они станут источником ресурса либо страшной бякой, поводом позвать волшебных помощников-спасателей, Герою - макиварой для подвигов… и так далее. Робин Гуд не может явиться на турнир под своим именем; когда Ричард и Айвенго скрываются, притворяясь кто паломником, кто безымянным Чёрным Рыцарем - они оказываются с Робином в одной категории. Чем старше и волшебнее сказка, тем вероятнее, что Аутло в момент начала её будет жить в лесу; в поздних сказках он обретается скорее на дне общества или в неопределённых, периферийных его слоях.


Чем старше сказка про Аутло, тем более просто выглядит проблема, которую он решает: сказочная Лиса по большей части ищет чего пожрать, сказочный разбойник - кого пограбить, сказочный вампир - опять-таки, кого покушать и так далее, герой авантюрного юмористического романа, как у Апулея или Петрония - как бы расколдоваться (в отличие от Искателей, этих волшебный помощник сам спасать не прибежит). А если он временно сытый и благополучный, то он может заняться благотворительностью, или вот так ещё - и с подходом Заботливого этот оригинальный стиль помощи никак не перепутаешь. Именно в рамках архетипа Аутло персонаж осваивает такие действия, как сознательный обман, провокация, лесть с честными глазками, нахождение и создание нетривиальных нычек и лёжек - и, конечно же, умение носить не тот облик, за который их хотят убить. Неожиданно сложные паттерны поведения, и все - направленные на эффективное решение проблем, никакого позёрства и выпендрёжа. Потому что если лиса попалась - её порвут собаки. Человек 404 осторожнее в обустройстве быта, он тщательнее выбирает свои слова и внимательнее прислушивается к маркерам опасности в чужих, он иначе подбирает партнёров и места работы - в общем, включает соображалку в целом ряде ситуаций, где кто другой ходит не по лесу, а по ровной дороге. Тот, кто Аутло дома, прячет деньги от семьи в разных банках и скрывает от ближнего окружения свои заработки. Тот, кто Аутло для широкого круга, скорее будет работать за чёрный нал по специальности, которой на бумаге не существует. Это Аутло молча, не оглашая результаты, осваивает навыки поиска желаемого на чёрном рынке - он там не в поисках чуда, как Искатель, он в поисках того самого «пожрать и поспать спокойно». Его схемы годны для жизни в антиутопии.



С поздними сказками, особенно начиная с XIX века, всё изменилось. Те, кто проходит Аутло имитационно, тоже нашли дорогу в свои сюжеты, даже те, кто «наследник всех своих родных». Но это уже не те люди, которым нечего пожрать и негде переночевать безопасно, им не надо скрывать свою незаконную морду от окружающих - неужели им только и остаётся, что помогать другим? Тимур со своей командой, конечно, поставили на это, но взрослые персонажи этим обычно не ограничиваются, разве что некоторые супергерои, летающие по ночам в маске наносить добро - и не способные из такого режима выбраться… На деле решена была задача вот как: во-первых, Аутло стал вызывающе, выразительно одеваться, не хуже любого Романтика, но в мрачных тонах (вот вам «сюжетные переодевания»); во-вторых он стал активно отношаться с Романтиками, но специально позиционируясь как Чудовище и не делая попыток из этой роли выйти («люби меня таким, какой я есть» вместо «погоди, я потом превращусь»); наконец он стал сам загонять себе экспу, используя все спецдействия Аутло, чтобы не решить проблему, а её создать. Причём не себе, а окружающим - потому что именно от окружающих для решения квеста ему понадобится сильная и чёткая обратная связь на то, что он сделал. Это Аутло спровоцирует лучшего друга на дуэль, это Аутло специально влезет в подпольную революционную деятельность или устроит теракт. Если такой Аутло нажжёт достаточно, то ему, как Остапу Бендеру после очередной авантюры, придётся-таки уносить своё ценное лицо подальше от тех, кто способен его узнать. И Незнайка, и Буратино загоняют себе экспу сами: не украдёшь прибор для создания невесомости - не понадобится красть весь корабль, не украдёшь корабль - не окажешься на чужой планете против всех.Проходящий роль имитационно очень подвижен, многословен и громок, почти как Герой, это его блог изукрашен черепами и режущими глаз гифками: у него вечный Праздник Непослушания, пусть все об этом слышат. Но этим дело редко ограничивается. Это имитирующий Аутло способен придти на лекцию или в театр, разя перегаром на десять рядов во все стороны; предложить вам чуть-чуть разжиться за счёт государства/компании «совершенно безопасным способом», как в кино сходить; это ему плохо, когда дома чулки не на люстре, а в ящике - и если партнёр будет возражать, то это повод распереться против партнёра насмерть (смерть партнёрскую, в первую очередь). Он авантюрист не меньше Искателя - но Аутло идёт не за чудом, он идёт за конфликтом и сквозь конфликт, именно в конфликте надеясь выиграть.

…Если сказка Героя кончалась на том, что он получает-таки на свои действия обратную связь от мира, которую не может игнорировать (положительную при удачном конце, отрицательную - при неудачном), то сказка Аутло кончается очень похоже - его раскрывают и узнают, давая обратную связь именно на его действия. Какие действия - такая и обратная связь, приятной она быть не обязана. Все сказочные эпизоды с «узнаванием настоящего героя» - это конец данной фазы, обычно довольно короткой в рамках сказки волшебной. Развёрнут он только в специальных сказках про жизнь Аутло, которые «всегда такими были». Примерно такого Аутло по жизни и ожидает - что в нём наконец «разглядят» прекрасного принца, законного жениха принцессы, победителя чудищ, добывателя сокровищ и т.д. Идеальный результат для Аутло - это полный легалайз и признание заслуг. Реальные результаты чаще бывают частичными: признаёт и понимает какая-то группа, не та, из которой персонаж родом. При этом «все» - не признают, разве что дискурс меняется (но сама по себе смена содержания дискурса всего лишь меняет то, кто сегодня у нас Аутло, а не решает их ключевую проблему, и помогает Аутло скорее спрыгнуть в Свои Парни, чем пойти дальше). Такой частичный результат авторизовать может быть сложно. Ещё сложнее бывает авторизовать другой результат: что обратная связь от мира на действия - не на него, а на действия - тоже может быть отрицательной, и что Аутло вовсе не скрытым талантом/всеобщим спасителем/гениальным реформатором/вампиром-вегетарианцем оказался, а именно тем, кого он так боялся увидеть в зеркале.

Чего НЕ может случиться с Аутло:

- У него, как и у Искателя на старте квеста, нет принимающего окружения - и нет возможности (или желания, сказка это не отличает) решать свои проблемы, не топчась по чужим хвостам и не рискуя конфликтом на каждом шаге. Если он поменял окружение на более комфортное, добился изменения поведения текущего или нашёл хитрый способ эффективнее и с низкими рисками в нём жить - это уже другая сказка.

Человеческий мир, Мнение, Общество

Previous post Next post
Up