Показатели «диванных экспертов»

Mar 28, 2018 22:56



Существует масса «околоэкономических» показателей, от которых не веет скукой, но при этом они на практике показывают все приметы кризиса даже тем, кто очень далёк от экономики.

Индекс беременности.

Американцы пришли к неожиданному выводу: самый точный инструмент, способный предсказать начало рецессии - это «индекс беременности». Исследование «Является ли фертильность экономическим показателем?» было опубликовано на сайте национального бюро экономических исследований США.


Сопоставив экономические показатели и статистику рождаемости за период 1989-2016, исследователи пришли к выводу: по степени чуткости к началу финансовых проблем «индекс беременности» превосходит даже такой признанный показатель, как объём ВВП. Так, например, рост американского ВВП замедлился только в последнем квартале 2007, в то время, как число зачатий сокращалось к этому моменту уже несколько месяцев.

Работу данного механизма учёные объяснили довольно просто.
По их мнению, если пара решила завести ребёнка, ей требуется в среднем 10 месяцев, чтобы зачать малыша, плюс 9 месяцев, чтобы его выносить. И родители должны быть уверены, что, по крайней мере, на протяжении этих 19 месяцев в стране не случится никаких катастроф. Как правило, руководствуются пары своими предчувствиями, но они каким-то образом оказываются более точным инструментом планирования, чем сухие цифры экономической статистики!



Индекс губной помады.

Использование рождаемости в качестве экономического показателя - это далеко не первая попытка популярно рассказать об экономике «диванным экспертам». И в самом деле: зачем разбираться в нужных показателях, когда в мире существует, например, индекс губной помады?

Этот индекс, как своеобразный индикатор состояния экономики, был предложен в 2001 главой одной из ведущих косметических корпораций Estеe Lauder. Леонардо Лаудер выдвинул оригинальную гипотезу: в то время как продажи одежды, обуви и модных аксессуаров в кризис падают, продажи косметики растут.

Под свою теорию Лаудер подвёл вполне логичную основу. Дело в том, пояснил бизнесмен, что вне зависимости от рыночной ситуации, женщины стараются не пренебрегать своим внешним видом, стремясь всегда выглядеть красивыми и ухоженными. Но поскольку новый наряд или туфли в кризис может себе позволить далеко не каждая женщина, дамы начинают себя баловать мелочами - новой помадой или лаком для ногтей. Кстати, эта гипотеза подтверждается и статистикой, согласно которой продажи косметики и средств по уходу за телом существенно увеличились в кризисном 2008.

Здесь надо сказать, что экономисты вообще могут отслеживать кризисы, опираясь на хрупкие плечи прекрасной половины человечества. Ведь кроме индекса помады существуют ещё индекс высоты каблуков, индекс длины юбки и т.д. Суть та же: в период экономического спада женщины хотят выглядеть лучше, чтобы подбодрить и себя, и мужчин: каблуки становятся выше, а наряды - ярче.



Индекс первого свидания.

Оказывается, любовь и экономика связаны самым тесным образом, и вот почему. Дело в том, что когда экономическая ситуация ухудшается, а покупательная способность падает, люди начинают чувствовать себя более одинокими и принимаются активнее искать пару. Пережить кризис вместе значительно легче!

Подтверждение авторы данной теории видят в развитии соцсетей и сайтов знакомств, пик популярности которых действительно приходится на кризисные времена. Кроме того, косвенно данный индекс подтверждается и количеством разводов: авторы исследования утверждают, что в кризис их значительно меньше.



Индекс небоскрёбов.

Эксперты заметили странную особенность: накануне каждого финансового коллапса в мире строится высочайшее здание. Ещё в 1999 сотрудник гонконгского подразделения инвестбанка Dresdner Kleinwort Benson Эндрю Лоуренс обратил внимание на удивительную связь: после или во время строительства самых высоких зданий мира обязательно случались финансовые коллапсы.

Правда, несмотря на то, что по цифрам Эндрю всё вроде бы сходилось, его исследование всерьёз не восприняли. И напрасно! Ведь тогда строительство 101-этажного всемирного финансового центра в Шанхае в 2008, как минимум, могло бы насторожить!

Продолжателем исследования Лоуренса стало гонконгское отделение Barclays Capital, которое ежегодно публикует работы, посвящённые Skyscraper Index, и отмечает: замеченные закономерности продолжают оправдываться! Тайваньский Тайбэй 101, державший звание самого высокого небоскрёба с 2004, был заложен 13 января 1999 - аккурат перед началом взрыва пузыря доткомов.

Ещё одним подтверждением закона стало здание Бурдж-Халифа, строительство которого совпало с мировым финансовым кризисом 2008.

Впрочем, говорят эксперты, связь здесь, естественно, не причинно-следственная, и высотки следует рассматривать не как причину, а как предвестник грядущих финансовых проблем. Дело в том, что, когда экономика приближается к «перегретому» состоянию, у бизнеса ещё остаётся много денег, которые и вкладываются в масштабные и порой даже слегка безумные проекты, к которым относится и строительство самого высокого здания в мире.

/Григорий Середин/



Технологии, Общество, Интересное

Previous post Next post
Up