Как мозг моделирует нашу реальность без нашего ведома. Откуда берутся суеверия. Часть 5

Apr 01, 2018 22:00



Если вы внимательно прочитали все 4 части, то на этом месте вы должны быть абсолютно обескуражены. Вы убедились, что ваше ощущение непосредственного взаимодействия с окружающим миром-всего лишь иллюзия.
Наш мозг не просто пассивно передает нам сведения об окружающем мире, но он еще активно создает образы окружающего мира и фактически моделирует нашу реальность без нашего ведома.
Наш мозг создает эти иллюзии, скрывая от нас сложные действия и процессы, которые он выполняет, взаимодействую с окружающим миром.
Если наша связь с материальным миром так ненадежна, как мы можем проникнуть в мир сознания других людей?

Это открытие по настоящему шокирующе и заставляет задуматься о том, как вообще узнать, соответствует ли действительности то, что сообщает нам мозг об окружающем мире.

Приведу пример. Недавно мне написала девушка(данные для соблюдения конфиденциальности изменены)и попросила дать совет на тему отношений, и как ей наладить отношения с мужчинами. Она искренне верила, что хороших мужчин просто не бывает в этом мире по умолчанию, и не знала что ей делать. Ситуацию еще усугубило то, что первый опыт отношений был неудачный. Ей попался мужчина-социопат. Поговорив с девушкой, выяснилось, что отец у нее был алкоголиком и антисоциальный типом. Теперь сознание девушки опирается только на этот негативный опыт, а мозг выбирает и моделирует для нее реальность, где мужчины являются действительно плохими и антисоциальными, чтобы подтвердить имеющиеся интроекты. В компаниях, где есть хорошие мужчины ей скучно, женщины, которые замужем за хорошими мужчинами ее раздражают. Комфортно ей только в таких компаниях, в которых идет постоянное обсуждение, что все мужчины козлы и хороших представителей попросту не бывает.

Наш мозг постоянно изучает мир.Ему постоянно приходится распознавать встречающиеся предметы и людей, чтобы понять стоит ли приближаться к ним или избегать.


Наверное все знают об эксперименте Ивана Петровича Павлова, который добивался, чтобы у собаки выделялась слюна в ответ на звон колокольчика. Исследования Павлова настолько важны потому что позволили открыть некоторые фундаментальные особенности обучения, свойственный как животным так и людям. Павлов назвал процесс выделения слюны в ответ на оказавшуюся во рту пищу-безусловным рефлексом. Но Павлов также открыл, что любой сигнал, подаваемый в момент приема пищи, будет сам по себе вызывать слюноотделение без всякой пищи. Ученый назвал это условным рефлексом. Кроме того, Павлов обнаружил, что точно такое же обучение происходит, если использовать наказание вместо награды. Этот метод позволил исследовать самые базовые формы обучения и назвал его ассоциативным. Потому что при этом возникает ассоциация между раздражителем(наказанием) или наградой.
Открытый феномен совершенно необходим нам для выживания. Это позволяет нам распознавать в окружающем мире полезные и не полезные раздражители, по которым можно узнать, что произойдет в будущем. И сформировать устоявшиеся патерны(интроекты) чтобы избежать неприятностей или достичь награды.


Еще один интересный эксперимент провел Эдвард Торндайк в Нью-Йорке. Он показал, что можно научить кошку дергать за веревку и выбираться из клетки, для получения рыбы. Он показал, что кошкам не помогало наличие учителя, и она не обучается путем имитации. Неоднократное наблюдение за кошкой, которая научилась выбираться из клетки, не помогало. Но раз, за разом, самостоятельно пытавшись выбраться из клетки, слыша запах рыбы, кошка в конечном итоге задевала петлю, которая открывала дверцу. В конечном итоге, кошка с первого раза научилась дергать за веревочку, как только ее сажали в клетку.
Кошка училась ассоциировать действия с наградой. Всем животным, как и людям свойственна эта форма обучения. Этот механизм обучения позволяет нам выяснить, какие наши действия скажутся в будущем.

Откуда берутся суеверия.


Взяв на вооружение эксперимент Торндайка, другой ученый Беррес Скиннер, сконструировал более сложную клетку и посадил туда голубей. Определенный промежуток времени, пища подавалась в клетку в строго определенное время, пока не закрепило у птиц условный рефлекс. Подача пищи никак не была связана с поведением голубей. Через некоторое время можно было наблюдать, выполнения голубями случайных действий. Один голубь совершал 2-3 поворота вокруг своей оси перед подачей пищи, другой несколько раз стучал клювом по стенке клетки. Скиннер назвал такое поведение голубей «суеверным», поскольку голуби вели себя так, как будь-то верили, что их поведение вызывает появление пищи, хотя это было и не так. Он предположил, что суеверное поведение людей может возникать точно таким же образом.

Возможно, именно этим объясняется, что люди так подвержены вере в суеверия, а также некоторые из них имеют особые амулеты. талисманы или даже выполняют определенные ритуалы на удачу.

Изучив эксперимент с суеверными голубями, однажды студенты-психологи Кембриджа решили провести похожий эксперимент над своим преподавателем, который об этом не знал. Когда лектор читал лекцию в правой части аудитории они все дружно зевали и показывали скуку, когда лектор переходил в левую часть, они дружно демонстрировали интерес к материалу. В конечном итоге, преподаватель стал читать лекцию исключительно в левой части аудитории.


В первых четырех частях было показано как много наш мозг знает об окружающем мире того, что вообще не достигает нашего сознания. Это относится к знаниям, полученным через ассоциативное обучение. Именно по этому нам кажется, что мы воспринимаем действительность и действуем с такой легкостью.
Но если люди имели повторяющийся негативный опыт, то их способность к ассоциативному обучению может сыграть и во вред. Также, если мы имели длительный позитивный опыт, но потом факторы которые его генерировали прекратили действовать, то это может закрепить у нас суеверное мышление и поведение, для того чтобы возобновить действия позитивных факторов.

Продолжение следует…

Предыдущие 4 части:

1. https://evalinger.livejournal.com/47312.html
2. https://evalinger.livejournal.com/51353.html
3. https://evalinger.livejournal.com/53378.html
4. https://evalinger.livejournal.com/59027.html

Ну и традиционная магическая белочка конечно.


Источник: Мой поток сознания, и еще пару книжечек.

Наука, Подсознание, Мракобесие, Психология

Previous post Next post
Up