18 июля представление оперы «Кармен» посвящается 85-летию со дня рождения одного из легендарных исполнителей партии Хозе - народного артиста СССР Зураба Анджапаридзе, блиставшего на сцене Большого театра в 60-х гг. прошлого столетия.
Зураба Ивановича я слышала не только в Москве, но и... в Сухуме. Туда летом приезжал с гастролями Тбилисский театр, когда Анджапаридзе уже после Большого там пел. Пел Турриду и в Даиси. Причем вечером же все равно жарко, так что Турриду он пел просто в белой рубашке, черных брюках. Так, как был бы одет и вне сцены. По-моему совсем без грима, там и театрик-то этот крохотный, в антракте выходил вздохнуть на улицу так же, как и публика. И в те же дни я его видела сидящим на ступеньках интуристовской гостиницы, той, которая выходит одной стороной на набережную, а другой, - на перпендикулярную улицу, где повыше Воды Логидзе. И еще один раз - на пляже, как бы купающимся. Как купаются грузинские мужчины? На расстоянии двух метров от берега стояли он и Андгуладзе (младший, естественно) вокруг патриарха Гамрекели. Временами плеская на себя ладошками.
Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме
Дирижер-постановщик - Юрий Темирканов
Режиссер-постановщик - Дэвид Паунтни
Художник-постановщик - Роберт Иннес-Хопкинс
Художник по костюмам - Мари-Жанн Лекка
Хормейстер-постановщик - Валерий Борисов
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хореограф-постановщик - Беата Фоллак
Ассистент режиссера-постановщика - Юлия Певзнер
Педагог по французскому языку - Николай Масленко
Дирижер - Лоран Кампеллоне
Кармен - Елена Бочарова
Хозе - Зоран Тодорович
Эскамильо - Сергей Артамонов
Микаэла - Анна Аглатова
Цунига - Отар Кунчулиа
Моралес - Михаил Дьяков
Мерседес - Дарья Зыкова
Фраскита - Валентина Феденева
Ремендадо - Максим Пастер
Данкайро - Александр Миминошвили
Сегодня два ввода. Из пресс-релиза.
18 июля партию Кармен впервые в Большом театре исполнит Елена Бочарова. Выпускница Молодежной программы Оперы Сан-Франциско с успехом выступает в театрах США и Европы (среди них - Парижская национальная опера, Королевский театр Ла Моннэ, Театр Комунале во Флоренции, дрезденская Земпер-опера, Савонлиннский фестиваль). Среди «коронных» партий певицы - Кармен, Далила и Амнерис.
На сцене совершенно не похожа. Темный парик с распущенными волосами. По этой фотографии кажется, что тоненькая. Совсем нет. Но если при выходе (в страшенном халате) это несколько смущает, потом уже и не видишь, тем более, что и двигается нормально, танец на столе только обозначает, хорошая очень сцена гадания. Я не про то, как там она поставлена, звучит хорошо.
В партии Хозе - тоже в первый раз на этой сцене Зоран Тодорович. Известный сербский певец - частый и желанный гость в таких театрах, как Парижская опера, Королевская опера Ковент Гарден, Театр Лисео в Барселоне, Театр Реал (Мадрид), Венская государственная опера, Государственная опера Унтер ден Линден, Земпер-опера, Баварская государственная опера, Новый национальный театр Токио и многие другие.
Ну и правильно, что он, как написано в пресс-релизе, желанный гость, потому что... да замечательно поет. А уж финал какой у них был! Это при том, что там режиссер учудил. Бывает, конечно, и хуже. Теперь же пригласили знаменитого режиссера, он устроил... да даже не хочется подробно описывать.
Аглатова тоже неплоха. И в первом действии, и даже больше в сцене 3-го акта (в спектакле вообще-то один антракт).
На этой фотографии Микаэла в первом появлении на сцене. Еще до Хозе.
Когда-то примерно в 7 лет меня впервые повезли на Черное море, в Алушту. В первый или второй день посидели на солнце какие-то полчаса, а на следующий день подскочила сильно температура, позвали врача. Я этого не помню, но мама рассказывала, что бредила, а пришедшую врача встретила пением напрасно себя уверяю, что-о стра-аха нет в гру-уди-и моей... И так чистенько все это допела до логического конца. Врач, видимо, была потрясена, наверное, выписала мне все возможные антибиотики, короче, через пару дней я акклиматизировалась. Что меня на Микаэлу тогда повело?
Следующая фотография большетеатрвская, я не помню, как там кто был на премьере одет, возможно, сегодня после первой сцены Кармен пела в своих костюмах, все черное, ну, платок какой-нибудь.
Кстати, о премьере. Премьерным спектаклем дирижировал Юрий Темирканов. Какие-то ходили слухи, что он очень не хотел, как-то так все было, что отказаться не мог. Ох, какая увертюра была! Уж сколько лет прошло, а я ее помню. Прямо сгусток восторга какой-то! Причем уж такой шлягер-перешлягер, наверное, это тоже мешает. А нынешний дирижер, не знаю, почему надо было его приглашать, ничего особенного. Конечно, понимаю, что моего любимого Синайского нельзя разорвать на все спектакли. А у этого первые brio"вые такты как какой-то нудноватый марш был. Нет, конечно, Бизе не нудноватый, но... отбыли номер.
И в этих костюмах они сейчас не поют. В горах Хозе почему-то в макинтоше, в заключительной сцене - в кургузом костюмчике из магазина дешевого платья. Как это еще ему наваху оставили, а не кольт вместо нее вручили. Ну и еще претензия к режиссеру. Ария с цветком. По-русски на моих пластинках текст был такой: Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила... Во все времена под это цветок доставался откуда-то из близка к сердцу. А тут он стыдливо отворачивается и вытаскивает этот цветок из кармана брюк. А выхода нет, потому что, опять же, режиссер придумал, чтобы перед этим Кармен с него сняла куртку-тужурку. И остался он, слава богу, все-таки в брюках, а сверху в белой маечке. Как примерно герой Папанова в Берегись автомобиля на даче. Ну да ладно. Что уж там по косточкам разбирать, когда концепция такая, что все это - POLICIA.
А во втором акте девицы ведут себя примерно так же непристойно, как в Стасиковой Травиате - там чуть ни у шеста изгиляются. Ну да, можно меня считать окаменелостью, но - НЕ НРАВИТСЯ! Причем я-то имела в виду деточку повести в следующем сезоне. А тут тысячу раз подумаешь.
Эскамильо загримирован примерно как помесь Элвиса Пресли с молодым Доренко. Причем во втором акте он и одет как, думаю, Пресли мог бы быть. В третьем во всем черном, что ему гораздо больше к лицу. В общем-то можно обо всех сказать, что прилично пели.
А уж финальная сцена - совершенно замечательная. Кармен со своим глубоким темным меццо. Совершенно взрывной Хозе. Перед этим же Эскамильо на сцене вообще не показался. Там перед входом на арену понаставили плоские телевизоры, которые до того, кажется, контрабандисты таскали через горы. И вот несколько фраз Кармен с Эскамильо они поют: она стоя на сцене, а он - его показывают по нескольким телевизорам, как он в гримерке сидит и гримируется для выхода на арену.
На первом представлении Хозе после убиения Кармен еще и самоубился. После этого безобразия Юрий Хатуевич не вышел на поклоны. Вот просто дирижер после премьеры не вышел на поклоны! Но сразу рассказывали, что после отъезда режиссера из Москвы это нововведение отменили. Так что и сегодня в этом было как задумано изначально. Да, вот еще, забыла! Этот спектакль идет с речитативами. Кажется, так же было, когда в Стасик приезжал Вальтер Фельзенштейн и там ставил. Тогда еще все всем рассказывали, что скорей надо в Станиславского идти, совершенно там необыкновенная Эмма Саркисян.
Надо бы мне еще Кармен в Стасике послушать. У меня там неслушанные она и Cosi.
Спускаюсь после спектакля в метро. Догадываюсь, что с Манежной народ еще расходится. Обильные группы молодых людей, по метро ходят люди с надписью ПОЛИЦИЯ с демократизаторами.
Бонусы тем, кто дочитал.
Зураб Анджапаридзе. Ария с цветком
http://www.youtube.com/watch?v=pMRJL-2qm0o&list=PLj20zEIVxnKyPgi0PMn9FchJ2JO8iLwWC Финал: Марио дель Монако и Ирина Архипова
http://www.youtube.com/watch?v=Smi8ZTippnY