Немного о современной литературе

Sep 18, 2024 19:00


Пока я устраивала себе летний отпуск, отгородившись от всего того, что меня раздражает, я занималась исключительно тем, что мне нравится. А нравятся в жизни по-настоящему мне только два занятия - читать и писать.

Ну, насчет моих литературных упражнений я распространяться не буду - кому это интересно, тот знает, а остальных чего утомлять. А вот про чтение я бы поговорила.

На самом деле я очень подозрительно отношусь к тому, что называют современной прозой. Не жанровой литературой - тут как раз все понятно, фантастика, детективы - тут я более менее ориентируюсь и у меня есть свои предпочтения. А именно - прозой, то есть литературой с большой буквы, которая вне жанра. И здесь у меня сильный пробел. Который я периодически пытаюсь восполнить.





И никак не могу. Не идет у меня. Я ей, простите, просто давлюсь. И пребываю в некотором недоумении - а оно вообще зачем? С какой целью написано? Чтобы что?

Потому что основной признак этой современной литературы, и современных авторов - которые все, как один, за редким исключением, относятся к либеральной тусовочке (разумеется, случайно, конечно-конечно, это потому что они такие талантливые, а вовсе не потому о чем вы подумали) - это почему-то мрак и беспросветность. Вот, ей-богу, кого не возьми - с первых страниц тебя начинают аккуратно макать в дерьмо, внушая тебе мысль, что все вокруг - грязь и тлен, люди - мерзкие скоты по своей сути, и никакой надежды на что-то хорошее нет и быть не может.

Герой обязательно проблемный. Часто - психически больной и неполноценный. Обязательно травмированный - токсичные родители, нездоровый школьный буллинг, непременно насилие в ранней юности. Все это расписывается в леденящих душу подробностях (иногда, кстати, очень образно и талантливо), каждая деталь смакуется, образы - сочные и запоминающиеся. Иногда настолько, что меня, простите, натурально тянет блевануть - увы, я брезглива, и у меня очень живое воображение.

В общем, на протяжении всего произведения этот несчастный травмированный человек страдает и мучается среди отвратительных людей - а других вы там не увидите, даже не пытайтесь. И хэппи-энда не будет - это, по-моему, в той среде считается моветоном. Ибо настоящее гениальное творение должно быть трагично и безысходно. Ну, если повезет, то вас может ожидать открытый финал - но и он будет мрачен, сер и уныл.

И я, честно говоря, теряюсь. Не то, чтобы мне обязательно нужно что-то жизнеутверждающее и красивенькое. Розовые пони, добрые люди и непременный хэппи-энд. Я не сторонник таких вот соплей. Но мир наш не розовый и не черно-серый. Он разноцветный. В нем есть все - и грязь тоже, к сожалению. Но и хорошего в нем полно. И мне непонятно - зачем же перегибать? Почему не показать мир во всем многообразии? И почему зло непременно должно торжествовать?

Когда писатель открывает свой внутренний мир, поднимает какую-то проблему, показывая ее, он прежде всего транслирует себя. Свое отношение, свое мировоззрение. Свою  позицию. И когда я начинаю читать практически любое произведение современных авторов, как правило, обласканных литературными премиями, я в ужасе думаю - что за ад у них в душе? Хотя, может, это и не так. Может, это просто желание соответствовать этакому негласному мейнстриму.

Вот наш последний с Лелей роман на одном сайте обвинили в наивности. Так и написали - хорошо, но уж больно наивно, как для детей. Леля даже сначала обиделась. И я ее понимаю - это было написано с явной целью принизить наше творчество. Типа - как у вас все наивно, герои какие-то, которые живут не для себя, а для других. При этом такой идиот-фанатик не один (это бы еще можно было оправдать), а абсолютное большинство. А вот сволочи - они скорее исключение. Нет, такого быть не может. Потому что мир наш ужасен, человек человеку волк. А все это - сказочки для наивных детишек.

Но тогда в такие сказочки можно отнести всю русскую и советскую классику чуть ли не скопом. Потому что там - благородство и героизм - это не исключительное качество единственного супергероя, а норма. Абсолютная норма для почти каждого человека. Уж во всяком случае - к этому надо стремиться.

Впрочем, может я ни фига не понимаю в литературе. Потому что мне кажется, что книги должны будить в нас хорошее, делать нас лучше. А не обрушивать на нас разные сорта дерьма, заставляя тщательно изучать каждое в отдельности. Но судя по тенденциям мы с Лелей безнадежно устарели.

Но бог с ней и идеологией и пользой. В конце концов, у литература, как и у любого другого вида искусства, есть не только дидактическая функция, но и развлекательная.

Но и тут у меня не складывается. Вот, правда, я не понимаю - зачем я должна несколько часов вникать в жизненные страдания какого-то психически травмированного человека, влачащего свое существование среди мерзких людишек? И ладно - зачем? Как это меня должно развлечь? Что, правда, кто-то способен получать удовольствие от такого? Лично меня начинает тошнить, я начинаю нервничать, грустить, впадать в депрессию, и потом мне хочется хорошо помыться и забыть о прочитанном.

Но вполне возможно, что я одна такая. Неправильная. Наивная. (Точнее нас с Лелей двое, если уж точно). А все остальные испытывают при прочтении современной прозы совсем другие чувства?

Вы уж не сочтите за труд, поделитесь, читаете ли вы что-то из современной высокой литературы. Еще раз повторю - речь не о детективах, фантастике всех мастей или любовных романах - это отдельная история. Речь о так называемых писателях, получающих премии и претендующие на вклад в русскую культуру. Возможно, мне просто не везло, и я читаю не тех авторов?

психи среди нас;, навеяло, читая современную прозу, чукча читатель

Previous post Next post
Up