Фрески Помпеи: реализм художников прошлого и настоящего.

Feb 19, 2024 16:08


Немного о фресках города Помпеи и творчестве художника Филиппо Палицци (Filippo Palizzi, 1818-1899 гг.). Раскопки города Помпеи начались еще в XVIII веке, археологи и реставраторы работают и сегодня, но часть изображений на стенах сохранилась лишь в фотографиях и рисунках сделанных именно до II мировой войны.


Филиппо Палицци более известен как художник анималист, с пасторальными сельскими картинами, далекий от политики. При этом он создал в 1860 году картину "Гарибальди", изображавшую на коне известного итальянского руководителя ряда военных и революционных походов в Италии. Надо учесть, что Гарибальди непосредственно участвовал в присоединении земли Папской области к Республике, когда Папа Римский Пий IX (на престоле 1846 - 1878 гг.) бежал из Рима, а Гарибальди был избран в Римское Собрание. В 1864 году Ф. Палицци побывал на археологических раскопках Помпеи и в 1865 году появилась картина "Gli scavi di Pompei" ("На раскопках Помпеи"), которая иногда на русском называется "Задумчивая девушка на раскопках Помпеи", что бы отличать ее от сходной картины 1870 года (версия Красной стены) с названием "Девушка на раскопках Помпеи". Ниже обе работы даны рядом, что бы отметить различия.




Надо заметить, что на многих иностранных сайтах, связанных с искусством, дается именно картина 1870 года, тогда как работа 1865 года может считаться более реалистичной, отражающей языческие взгляды римлян. А, на картине 1870 года, преобладать стал красный цвет как сигнал опасности в католической Италии, с повернутыми плоскими неясными изображениями фресок. Ниже для сравнения фрагменты двух картин.




Как хорошо видно, на картине 1865 года даны два дракона, на которых сидят купидоны, а слева от них характерная для Помпеи вязь растительного орнамента. Сегодня легко можно виртуально сходить в археологический музей Помпеи, посмотреть на мостовые, дома, виллы и термы [ https://pompeiiinpictures.com/ ], но нас интересует подлинность, близость изображений на картине 1865 года и реальных фресок в Помпеи. Два варианта орнамента хорошо видны на фотографии (см. ниже) января 2024 года.




Это комната D на вилле Casa dell' Ara Massima, которую можно посмотреть здесь: [  https://pompeiiinpictures.com/pompeiiinpictures/R6/6%2016%2015.htm ], при этом, на странице по ссылке, есть фотографии фресок - лица людей в рамках, такие же образы как на картине именно 1865 года. На фресках в Помпеи большое количество змей, но я выбрал изображение (см. ниже) с вулканом Везувий, который погубил жителей города.




Этот рисунок находится в комнате №23 виллы Casa del Centenario и посмотреть фотографии помещения можно здесь: [  https://www.pompeiiinpictures.com/pompeiiinpictures/R9/9%2008%2006%20house%20part%207.htm ].  Фреска называется: Бахус (Вакх) с Агатодемоном и Везувием. Изображение интересно, не столько образом божества, с гроздью винограда как одеждой, а видом Змеи и Везувия до извержения: змея имеет на голове отростки якобы свидетельствующие о ее статусе руководительницы; Везувий покрыт деревьями и сетью рамок для роста лоз винограда. Иногда это изображение, как и дом, датируется II веком до н.э. Таким образом, все данное на картине Филиппо Палицци 1865 года, в том или ином варианте, встречается в Помпеи.

P.S. Мне, как археологу, было любопытно посмотреть на хорошие картины связанные с раскопками и их результатами, которые художники редко берут за основу сюжета своих произведений, при том, что интересного материала, по-моему, более чем достаточно.

Искусство, Размышления о истории, Комментарии, Мифология

Previous post Next post
Up