Полицейские задержали в Санкт-Петербурге известного искусствоведа Елену Баснер, подозреваемую в посредничестве при продаже поддельной картины стоимостью 7,5 миллиона рублей. Ранее Елена Баснер работала экспертом Русского музея - как раз на момент совершения преступления. В настоящее время она работает в Финляндии, в аукционном доме Bukowskis. Как только Баснер вернулась в Петербург, ее сразу же задержали по месту жительства.
Инцидент с продажей подделки всплыл еще в 2011 г. - спустя два года (!) после совершения сделки. Коллекционер Андрей Васильев год (!) добивался заведения уголовного дела то в ГСУ, то в прокуратуре. Лишь летом 2012 г. дело по факту мошенничества было возбуждено.
См. по данной теме -
В коллекциях Патриарха и Путина обнаружены подделки:
http://rublev-museum.livejournal.com/233578.html «Задурок» (директор Музея Рублева Геннадий Попов и Ко):
http://expertmus.livejournal.com/151451.html Эксперт по Модильяни, которому доверилась директор ГМИИ Ирина Антонова, уличен в мошенничестве:
http://rublev-museum.livejournal.com/388312.html ФАЛЬШАКИ:
http://expertmus.livejournal.com/63555.html https://www.academia.edu/2147105/The_mystery_of_Novgorod_icons_the_truth_about_fakes_ Прокуратура выявила фальшак после реставрации:
http://rublev-museum.livejournal.com/223636.html В 1990-е в Эрмитаже торговали ценностями:
http://rublev-museum.livejournal.com/24127.html Стоимость настоящей картины художника Бориса Григорьева под названием «В ресторане» (см. фото), написанной в 1913 г., колеблется от 7 до 10 миллионов рублей. Мошенники при посредничестве эксперта Русского музея Елены Баснер продали коллекционеру Андрею Васильеву копию, выдавая ее за оригинал.
Для справки: картину Григорьева «В ресторане» в числе прочих его работ в 1913 г. купил у художника богатый петербуржец Александр Бурцев, который опубликовал картину в своем журнале. До 2010 г. это было единственной публикацией картины.
Бурцев жил в Ленинграде до 1934 г. После убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где расстреляли с женой как финских шпионов в 1938 г. Коллекция разбрелась по чужим рукам.
После войны профессор баллистики Борис Окунев купил эту картину в ленинградском комиссионном магазине. После его смерти вся коллекция досталась его дочери, которая в 1983 г. передала ее по завещанию в Русский музей.
В 1986 г. Русский музей издает каталог, где картину не воспроизводит, но описывает. Каталог составляла и писала предисловие искусствовед Елена Баснер.
В 2009 г. коллекционер Андрей Васильев приобрел картину у издателя Леонида Шумакова за 7,5 млн рублей. Елена Баснер выступила одним из посредников сделки. В 2011 г. в ходе искусствоведческой экспертизы выяснилось, что картина поддельная: фактически такая же, но настоящая, находится в запасниках Русского музея. Васильев потребовал, чтобы Шумаков вернул ему деньги, но тот отказался, сообщив, что являлся лишь посредником, а работа принадлежала Елене Баснер. В свою очередь, эксперт объяснила коллекционеру, что владелец не она, а житель Таллина Михаил Аронсон, который, как выяснилось, был ранее судим за кражи, разбой и распространение наркотиков.
При этом Васильев не исключал, что фальшивка была изготовлена непосредственно в фондах музея или где-то поблизости. Коллекционер даже просил министра культуры Владимира Мединского провести проверку по этому поводу …
В Русском музее претензии коллекционера отрицают. Один из заведующих хранительского отдела Григорий Голдовский заявлял
"Коммерсанту" в 2012 г., что махинации, в которых подозревают музей, "абсолютно невозможны, исходя из системы охраны, выдачи и копирования произведений". По его словам, речь идет о произведении размером 50 на 70 см, копирование которого у всех на глазах должно было бы занять не один день, а копию якобы было бы невозможно вынести из музея - на всех выходах установлены полицейские посты:-)
Как сообщили в правоохранительных органах журналистам, сейчас решается вопрос об избрании меры пресечения для Баснер, подозреваемой в посредничестве при продаже поддельной картины стоимостью 7,5 миллионов рублей…