В предыдущем
посте говорилось о сканировании и логике принятия решений. Эти навыки необходимо освоить и использовать во время езды постоянно. Сейчас речь пойдет о более практических темах, проверках перед каждым выездом, о видах опасности на дорогах, лайвсеивер (lifesaver) и лимиты (Limit points). Для облегчения запоминания был придуман предвыездной POWER check.
Petrol - наличие достаточного кол-ва бензина.
Oils - проверка смазки во всех механизмах (двигатель, редуктор, цепь и т.д), уровень и отсутствие протёков.
Water - если жидкостное охлаждение двигателя, проверка уровня и герметичности.
Electrics - проверка электрики (поворотники, фары, сигнал, стоп сигнал и т.д).
Rubber - визуальная проверка состояния резины, отсутствие повреждений, давление воздуха.
В самом начале движения проверяем тормоза и работу руля. Полицейским советуют в основном использовать задний тормоз, а передним только как вспомогательным при экстренном или агрессивном торможении с учетом состояния дорожного покрытия, причем пользоваться передним тормозом плавно и без рывков.
И да, защита, защита и еще раз защита. Да, она дорогая, но ваше тело стоит еще дороже. Подробней в ролике.
Click to view
Всё это конечно азы, но повторить не помешает и байкерам со стажем. Был случай когда человек вроде имеющий даже опыт поездок в дальняки, удивленно спросил почему у него руль стал тугим. На вопрос проверял ли он давление в шинах был ответ, - а зачем?
Что подразумевается под опасностью?
Опасность бывает очевидной и потенциальной. Встречный автомобиль во время обгона это очевидная опасность. Предупредительный знак о животных на дороге, если мы едем по лесистой местности, это потенциальная опасность которую тоже необходимо учитывать.
Опасности делятся на три категории.
Статичные опасности - повороты, перекрестки, холмы и т.д.
Движущиеся опасности - велосипедисты, пешеходы, транспортные средства и даже птицы.
Дорожное покрытие и погода - гравий, масло, грязь, ямы, пыль, разлитая жидкость и т.д и погода - ослепляющее солнце, дождь и т.д
Lifesaver - взгляд в сторону и назад с поворотом головы для лучшего обзора слепых зон, показан на рисунке.
Оранжевым цветом обозначены критически опасные зоны с обеих сторон, те которые не видны ни при взгляде вперед ни в зеркалах заднего вида. Во время изменения позиции (траектории) , всё что находится в слепой зоне, представляет опасность. Но существует вероятность появления опасности вовсе не из слепой зоны. Например при при осуществлении обгона, перед тем как сменить позицию необходим взгляд в слепую зону и еще дальше назад, где, возможно с высокой скоростью, едет байкер, которго вы не видели в зеркале. Или, например, перед поворотом на перекрестках. В таких ситуациях без лайфсейвера не обойтись.
На рисунках показана последовательность действий advanced rider-а перед намерением свернуть налево. Точка А - включение поворотника, сканирование всей дороги впереди и взгляд в зеркало, сбор информации, затем левый лайфсейвер, дабы избежать столкновения с кем либо, и если нет никакой опасности можно начинать смещаться влево. Не забывать про
IPSGA, где после позиции следует изменение скорости и передачи. В точке В скорость должна соответствовать безопасному входу в поворот а передача подобрана оптимальная на тот случай если придется резко ускориться. Точка С - лайфсейвер вправо и вход в поворот. Траектория поворота не должна выглядеть крутой, а плавно изогнутой линией. Вобще все повороты выполняются планируя, исключая резких движений и рывков.
На картинках ниже аналогичная последовательность.
Limit point - предельная точка видимости.
Умение считывать информацию о повороте является важным аспектом для принятия решения о скорости его прохождения и выборе передачи без ущерба безопасности движения. При вхождении в поворот необходимо учитывать и то что угол поворота не всегда одинаков и может изменяться. Здесь на помощь приходит точка лимита.
Красной линией отмечена предельная точка видимости поворота. При приближении к повороту она удаляется. Необходимо расчитывать скорость при которой максимальный тормозной путь не превысит расстояние до красной линии. Зеленной линией отмечен статичный объект - столб, он служит ориентиром. В качестве ориентира можно использовать любой статичный объект вдоль дороги, здание, деревья и т.д. Изменение расстояния между зеленой и красной линиями даёт точнейшую информацию о повороте. Если красная линия постоянно удаляется то это даёт возможность пройти поворот не изменяя скорость. Если расстояние между линиями не изменяется, либо замедляется изменение расстояния между ними, значит поворот становится круче и необходимо уменьшить скорость. Расстояние до красной линии зависит от позиции на дороге.
На видео в
первом посте было показано как правильно заходить в повороты чтоб увеличивать расстояние до предельной точки видимости. Больше расстояние, больше времени на реагирование. Не понимая этого некоторые знатоки решили поднять бучу в комментах. Ниже в ролике показано на практике как работать с лимит поинтами.
Click to view
На сегодня всё. Если есть вопросы задавайте в комментах, буду рад ответить так как чтото мог упустить.