В предыдущем
посте, некоторые (к сожалению, не все) обратили внимание в видео ролике на то, как плавно едет байкер, без резких движений, поворотов, торможений и ускорений. Это называется Gliding или планирование (как планирование самолета в воздухе). Такой стиль езды имеет ряд преимуществ, среди которых, для меня лично, самое важное - это наслаждение процессом, уменьшение стресса и усталости, экономия топлива, уменьшение износа байка. Планирование помогает улучшить вашу способность наблюдения за всем вокруг вас, в управлении байком, в уверенности на дороге, уменьшении рисков, что естественно повышает безопасность. Кто знает, может в один прекрасный день это спасет жизнь вам или кому нибудь рядом с вами. Эта система была выработана путем накапливания опыта и его систематизации несколькими поколениями полицейских, примерно с 60-х годов прошлого века.
Исходя из комментариев к предыдущему посту, думаю, необходимо некоторое прояснение. Возможно, я недостаточно ясно обьяснил о Системе которая предназначена для обеспечивания правильного безопасного способа приближения к опасностям и не оставляет шансов на случайности. Чтобы овладеть навыками Advanced Riding необходимо всего лишь приучить работать мозг по конкретной логике сознательного процесса принятия решений, а не просто автоматическое применение набора "правил". Более того, приучить мозг делать это быстро и без пауз. Нет универсальных правил подходящих под все случаи жизни. Например, некоторые из читателей сомневались в безопасности выезда на встречную полосу движения. Соглашусь что в некоторых ситуациях этого делать нельзя и даже опасно. Но в том случае когда перед вами несколько поворотов, отсутствуют запрещающие знаки и дорога просматривается полностью и нет помех, то самой безопасной траекторией является прямая линия, пересекающая прерывистую разделительную линию, при которой байк стоит вертикально, а значит в более стабильном положении, что очень важно при движении на скорости по мокрому асфальту. Мокрый асфальт представляет опасность, о видах опасностей мы поговорим позже. Да, можно сбросить скорость и пройти все повороты по своей полосе и, согласен, что это тоже будет безопасно. А еще безопасней будет ходить пешком. А мы байкеры и нам необходима скорость :-) Полицейским, едущим на вызов, тоже очень важна скорость, от этого могут зависить жизни людей. Значит не стоит сбрасывать скорость. Значит по прямой.
Естественно, то что показано в
видеоролике не является призывом ездить только так. Там просто показаны многие приемы из advanced riding. Если же вы сбросите скорость и проедите по своей стороне дороги, никто вас не срежит на тесте изза этого. Но вы должны будете обосновать свою точку зрения на эту ситуацию.
Хочу особенно отметить что кандидат в мотополицейские не пройдет тест если нарушит правила дорожного движения, либо превысит ограничение скорости на более чем 20 км/ч. Тест длится примерно один час постоянного движения по незнакомой дороге. Об этом написано на сайте линки на которые я давал. Учитесь пользоваться предоставленной информацией.
Дальше пойдет единственная "нудная" часть обучения, но очень важная и необходимая для осмысления всего процесса. Без понимания этого теоретического ввода в Систему дальнейщее изучение не имеет большого смысла и эфекта. Эта система будет полезна также и при вождении автомобиля. По правде некоторые навыки Advanced Riding пригодились мне и за рулем машины. Когда мы слышим о Системе, многие думают что подразумеваются некие супер навыки управления байком, правильные траектории поворотов и т.д. Возможно даже многим обучающимся не сразу становится понятным что навыки advanced riding начинаются с умения наблюдать и планировать.
- Что ты видишь и какие опасности ?
- Насколько раньше ты заметил ?
- Как ты планируешь на это реагировать ?
Это и есть главная часть advanced riding улучшив которую улучшится ваша езда. Чем позже замечаются опасности тем больше осложняется жизнь. Запомните, раннее обнаружение опасности в совокупности с планированием реагирования дают основной элемент безопасной езды.
Итак, переходим к процессу принятия решений и реагированию. Для этого необходимо владеть информацией. Необходимая байкеру Информация для принятия решений состоит из пяти фаз, которые создают гибкий и логический подход к оценке и избежанию опасностей. Позиция, Скорость, Передача и Ускорение. Сокращенно И.П.С.П.У. (на английском IPSGA)
Как видно из графика, информационная фаза охватывает все другие фазы, так как она является непрерывным процессом. В обычных условиях фаза "информация" будет точкой входа в Систему, и она непрерывная. Байкер постоянно и повторно оценивает ситуацию путем получения, использования и предоставления информации (звуковой сигнал, тормозные огни, поворотники, жесты руками или указатели движения). Каждая последущая фаза логически вытекает из предыдущей. Если изменилась ситуация, то придется снова "входить" в Систему на соответсвующей фазе. Например, может потребоваться снижение скорости , хотя ваша позиция может быть в порядке. В то время как вы изменяете положение, скорость, передачу или ускорение, вы продолжаете получать информацию об окружающей среде чтобы планировать дальнейшие действия и передавать информацию другим участникам дорожного движения в зависимости от обстоятельств. Все остальные фазы системы зависят от этой непрерывной информационной фазы.
Информация
Принимайте информацию со всех сторон и всех расстояний. Сканируйте ситуацию везде чтобы получить как можно больше полезной информации, как можно больше информации об опасностях и как они могут повлиять на вас. Возможно вначале вам придется заставлять себя делать это принудительно, но это быстро войдет в привычку. Информацию необходимо использовать по методу T.U.G (Taking, Using & Giving Information) что переводится как восприятие информации, использовании и ее предоставлении другим участникам. Для того чтоб принимать максимальное количество информации об окружающем необходимы два критических аспекта.
Концентрация
Мысли могут уйти далеко но нужно сконцетрироваться на вождении.
Сканирование
Это самый важный аспект. Если посмотреть большинство дтп происходят именно из за недостаточного сканирования. Переноси взгяд и сканируй полностью всё окружающее пространство включая и сзади на предмет потенциальной опасности. Собирайте нформацию о том куда ведет дорога или какие опасности могут быть скрыты на ней. Смотри выше и дальше.
Позиция
Проверив что сзади нет опасности можно выбрать позицию с которой легче выявить опасность, учитывая дополнительные помехи такие как ямы на дорогах. Необходимо учитывать и то чтоб оставаться максимально видимым остальным участникам движения. На графике видно что фаза Позиция находится перед Скоростью, значит можно подстроить скорость на следующей стадии, уже после того как выбрана позиция.
Скорость
Её необходимо подстраивать учитывая все ньюансы о состоянии дороги, влажности, скольжении, можно ли использовать тормоза либо тормозить двигателем если нужно уменшить скорость. Есть такой урок, быстро спуститься по горному серпантину вниз с горы при этом не используя тормоза, ни на поворотах нигде вобще. Фаза Скорость находится перед следущей фазой.
Передача
Необходимо выбрать оптимальную передачу имея в запасе возможность быстро разогнаться либо наоборот притормозить двигателем. Правильная передача например поможет исключить необходимость терять время играя педалью чтоб переключать передачу во время приближения и захода в поворот.
Ускоррение
Перед тем как ускоряться в зависимости от условий возможно потребуется обернуться и кинуть взгляд назад (Lifesaver). Лайвсеивер это отдельная тема которую нужно изучить, как он используется, для чего, когда необходим а когда ненужен вовсе. В случае входа в поворот ручку газа нужно крутить достаточно чтоб держать скорость в повороте, использовать её медленно и спокойно. Избегать резких ускорений или замедлений чтоб исключить смещение веса вперед/назад так как из за этого загружается/разгружается подвеска и байк разбалансируется. Во время обгона тоже газ надо применять плавно до необходимой точки обгона и затем плавно возвращать его при завершении обгона. Ускорение влияет на баланс мотоцикла и необходимо учитывать это.
Как работает фаза Информация на примере.
На картинке левостороннее движение (байк движется снизу) и поворот направо. На подходе райдер получает информацию о повороте впереди, других учасниках движения, состояния дорожного покрытия, боковых полос и т.д. путём хорошего сканирования, и используя широкий обзор и расчитывая Limit point (точки лимита рекомендую изучить всем). Собрав всю нужную информацию принимается решение изменить позицию (после чего снова получить обновленную информацию), подстроить скорость, передачу и если нужно ускориться и снова получить информацию. Так ездит Advanced Rider. Кстати на картинке показана оптимальная траектория при полном отсутствии опасностей или помех, учитывая что на углу стоят деревья и дорога вперед не просматривается.
Для того чтоб приучить себя постоянно сканировать дорогу и быть сконцентрированным на ней придется немного потренироваться, со временем этот навык станет привычкой и вы почувствуете насколько раньше замечаете опасности. На моем первом занятии инструктор находясь позади меня метров на 10 во время езды говорил мне об опасностях которые я замечал спустя только несколько секунд. Это наглядно показывает какое преимущество имел инструктор в запасе времени на принятие решений в отличии от меня.
Если останется интерес то
продолжение будет о видах опасностей на дорогах, что такое проверка POWER, лайвсеивер и лимиты .