Вы песен хотите? Их есть у...

Apr 20, 2023 17:01


Происходящее в стране является следствием грандиозного упадка общественно-политических и социально-экономических наук. Хотя вроде бы ВУЗы как никогда штампуют пачками разных политологов, социологов, экономистов и прочих маркетологов, но в жизни их знания и навыки чаще оказываются бесполезны или даже вредны. А все потому, что  в российские учебники попало много фейков, на которых строятся теории и воспитываются типа специалисты. Выученные на фейках потом штампуют законы о запрете фейков, и так дурость или аферы становятся догмами.

Я сегодня остановлюсь на давней истории, которая нынче привела к запрету и гонениям музыкальной тусовки. Артистов лишают сцены, неконституционно преследуют за какие-то неполиткорректные мысли и т.д. Все это, на мой взгляд, крайне вредная мура, но обо всем по порядку.

В основе такого поведения власти лежит миф, о том, что перед выборами 1996 года у Ельцина  рейтинг падал к 2%, но мудрые политтехнологи провели мегапроект «Голосуй или проиграешь» (содранным с избирательной кампании Клинтона), чем, значит, спасли страну от реванша коммунизма. Основой этого проекта как раз был масштабный чес артистов по стране, собирались полные стадионы с бесплатным входом , что и оказало существенное влияние на итоги. И сейчас власти просто отменяют артистов дабы не случилось повторения с обратным для власти результатом. Ссат, кароче :)



Что было тогда в реальности, по моим скромным представлениям. В странах с ущербной политической системой какая-то часть электората ограничивается позицией «за власть» или «против власти». Им не важно при этом, правая власть или левая, красные или белые, или даже голубые, береты в смысле.  В первом туре они на автомате голосуют за/против, головы включаются только во втором, чему есть свои резоны. Среди этого электората традиционно много людей в погонах, чиновников и периферии, не суть. В России я полтора десятка лет фиксировал эту категорию людей в следующих параметрах всегда «За власть» - 31%, «Против власти» - 17%. Итого примерно 48% электората, кстати совершенно неподверженного усилиям любой политической пропаганды.

По истории формирования политической системы в РФ можно утверждать, что до конца 1993 года, до известного противостояния Ельцин-Парламент, эта часть электората была размыта, ну а после победы Ельцина в 1993 году, провластный электорат стал естественно консолидироваться вокруг Ельцина. Консолидация на партийном уровне была запущена позже проектом Единая Россия. Это означает, что реальный рейтинг Ельцина перед выборами 1996 года был больше 31% только за счет всегда провластного электората. Результат первого тура у Ельцина - 35%.

Конечно не нужно говорить, что результат той компании полный пшик, ибо все-таки провластный электорат мобилизовали и привели на выборы, а в остальном, конечно, была полная лажа.

Но давайте про роль музыкантов во всем этом шабаше. Итак, 1995-96 год: Ютуба нет, даже интернета толком еще нет, пяток ТВ каналов, на которых крутят Рабыню Изауру, ЧМ по хоккею/футболу, Песню года и программу Время, музыкальная культура живет на кассетах, минимум концертных площадок и событий. В таких условиях бесплатный концерт был обречен на аншлаг, будь то Рок-концерты на Васильевском спуске или попса на стадионах, независимо от состава исполнителей. Вот народ и шел на концерт, на акционных еще выступали проельцинские политики, но их хватало и в телевизоре. Лучшее, что было в том чесе в обнищавшей стране - мерч, то есть какие-то футболки, кепки, кулечки, которые потом долго носило население, не стесняясь контента. Политической роли музыкантов в том проекте не было совсем. То есть вообще никакой роли. Но артистам, продюсерам и политтехнологам надо было денег, поэтому отчитались об их невероятной роли, наверное под невероятные гонорары.

Мне уже не смешно, когда сейчас артистов начинают преследовать за их какие-то взгляды-выступления. Это позор, когда репрессивная машина наваливается на маленькую забавную старушку Ахеджакову. Я не фанат Аллы Борисовны Пугачевой и считаю, что ей пару десятков лет назад надо было уходить на пенсию, но какая-то звериная травля в исполнении НТВ - это форменная уголовка, с незаконным сбором и распространением персональных данных и возбуждением ненависти и вражды. И это на фоне того, что роль артистов в политическом поле существенно ниже их популярности.

В качестве примера можно привести украинского музыканта Святослава Вакарчука, лидера Океана Эльзы. Как музыкант он был и остается весьма популярной фигурой на постсоветском пространстве, а политическая карьера не сложилась должным образом в условиях свободной толерантной среды.

Если взять россиян, то тот же Юрий Шевчук всегда на после музыкальной части своих концертов что-то бубнил за жизнь. Слушали его говорящего гораздо хуже чем поющего, хотя это, казалось бы, его самая преданная аудитория. Что-то бубнил, никто его при этом не записывал в политики и тем более не преследовал и не блокировал всеми способами.

Сейчас мы имеем, на мой взгляд, полное непонимание ответственных менеджеров власти работы медиасреды и попыткой изобразить собственную эффективность через репрессивные практики. Артисту, чтобы быть популярным, надо соответствовать каким-то трендам и настроениям своей аудитории. Он их не формирует, за очень-очень редкими исключениями, он им соответствует. Артистов ограниченно можно использовать для контактов с их аудиторией, но только в рамках их взаимного соответствия, иначе попытки будут неэффективны. Если проще, то довольные слушают одних, недовольные - других, и никого тут нельзя перепутать.

Решают ли репрессии против артистов задачу борьбы с оппозицией, с недовольными? Нет, все усугубляют на относительно небольшом временном интервале. Ведь народу нужно хлеба и зрелищ. С материальным достатком становится все скромнее, а зрелища практически угроблены: большое кино ушло, спорт остался местечковый да к тому же теперь отягощенный ФанИди-отседова, многих популярных артистов выдавили за пределы страны. Народ сам должен развлекаться? Обычно власти не очень нравится, когда народ начинает это делать.

Что нужно делать власти? Не заниматься гонениями, а выстраивать диалог с лидерами медиасреды с формированием относительной лояльности. Это делать всегда непросто, звезды всегда непростые люди, но очень интересно. Для этого надо местами соответствовать аудитории звездной тусовки. Нынешняя власти по каким-то причинам не хочет и не может чему-то соответствовать, а пытается, в том числе незаконными методами, гнуть какую-то свою линию. Я не помню, чтоб это когда-нибудь где-нибудь хорошо закончилось…

мысливслух

Previous post Next post
Up