Я совершенно согласна с первой частью статьи. Убеждена, что причина (не повод, а именно причина) массовых самоубийств в отсутствии внятного и адекватного ответа на вопрос - в чем смысл жизни (я имею в виду современное общество, причем отнюдь не только в России). Большинство аудитории тут же мне скажут: "Ну, ведь, нельзя раз и навсегда для каждого человека застолбить какой-то определенный смысл и однозначно на этот вопрос ответить. Тут же каждый должен пройти свой путь, преодолеть разнообразные трудности и собственно сама жизнь это и есть процесс обретения этого самого смысла в каждый конкретный момент". Согласна. Но тут вспоминается известное выссказывание (про другое, но логика аналогичная): "Атеизм - тонкий лед, по которому один человек может успешно пройти, а народ рухнет в пропасть". Так вот и с поисками смысла жизни. Конечно, человек, который в долгих и мучительных философских размышлениях и жизненных испытаниях обретет свой смысл - никакого самоубийства никогда не совершит, а будет даже в самых суровых условиях за жизнь бороться. Но беда в том, что это действительно очень и очень сложно - обрести смысл жизни самому. Для этого, выражаясь метафорически, надо такую мыслительную мускулатуру отрастить - как у самых настоящих философов с большой буквы. Стандарт западного общества - философия индивидуализации везде и во всем, в т.ч. в "смысле жизни" это вообще самое сложное, что можно себе придумать. Совсем не каждый (и даже не большинство) с этой задачей может справиться. Это прекрасно и очень хорошо, что наших подростков со всей их склонностью к модным гаджетам и вообще всему модному и дорогому, не устраивает философия общества потребления (накопление и материальное благополучие как конечная цель существования). Это как раз признак того, что они ДУМАЮТ! Тот человек, у которого нет глобального вопроса, который не мыслит, тот и самоубйство никогда не совершит - его все устраивает! Как это не парадоксально, но массовые подростковые суициды это не знак того, что подростки "глупые", "незрелые", "зеленые", "зажравшиеся". А знак того, что поколение это НЕ потеряно. Оно думает, мысль (очень сложная и от того пугающая) бьется как птица в клетке и не может найти ответа, потому что ...и дальше самое страшное: НЕ УМЕЕТ. Не в отсутствии любви, хамстве или бесчувственности надо упрекать школу и семью, а в том, что (и дальше неожиданный переход на сухой профессиональный педагогический язык) у детей не сформирована компетентность самостоятельного мыслительного поиска ответа на сложные вопросы. Они вопрос-то ставят самостоятельно: "Зачем я здесь?". А что с ним делать не знают. Натуральное обращение к чужому опыту (мама с папой, сверстники, учителя) ничего не дает, т.е. "подсмотреть, списать" чужой смысл не удается. А других способов нет! Не сформированы! Но подросток-то не знает, что у него просто "удочки нет". Он-то думает, что "здесь рыбы нет". Разочарование, депрессия, трагедия. Выхода из ситуации два: 1) Вариант попроще. Дать некий адекватный набор ответов на вопрос о смысле существования. Причем дать так, чтобы взяли. А значит воспитать веру. В Бога, светлое будущее, любовь к Родине... В принципе годится любая социально приемлемая идеология. Вариант решения пролемы из серии "неэстетично, зато дешево, надежно и практично". Таким способом, мы вообще снимаем необходимость постановки Вопроса. У большинства при наличии граммотной идеологичской подушки никаких вопросов не возникает. Живем, как верим. А у тех, у кого все таки возникает, энергия как правило направлена не на суицид, а на протест, что вполне жизнеутвреждающе и полезно. 2) Вариант посложнее. Вооружить уже наконец детей такими интеллектуальными умениями, которые им позволят самим проблемы ставить и самим же (в сотрудничестве с умным взрослым) их решать. Причем ставить граммотно, а не абы как. В этом варианте они пройдут своим путем сомнений, проб, мыслительных экспериментов, диалогов, встреч, анализа и присвоят сами какие-то из существующих в культуре смыслов. Помочь пройти по этому пути - первостепеннейшая задача и семьи и школы. Решим - будем жить.
Большинство аудитории тут же мне скажут: "Ну, ведь, нельзя раз и навсегда для каждого человека застолбить какой-то определенный смысл и однозначно на этот вопрос ответить. Тут же каждый должен пройти свой путь, преодолеть разнообразные трудности и собственно сама жизнь это и есть процесс обретения этого самого смысла в каждый конкретный момент". Согласна.
Но тут вспоминается известное выссказывание (про другое, но логика аналогичная): "Атеизм - тонкий лед, по которому один человек может успешно пройти, а народ рухнет в пропасть".
Так вот и с поисками смысла жизни. Конечно, человек, который в долгих и мучительных философских размышлениях и жизненных испытаниях обретет свой смысл - никакого самоубийства никогда не совершит, а будет даже в самых суровых условиях за жизнь бороться.
Но беда в том, что это действительно очень и очень сложно - обрести смысл жизни самому. Для этого, выражаясь метафорически, надо такую мыслительную мускулатуру отрастить - как у самых настоящих философов с большой буквы. Стандарт западного общества - философия индивидуализации везде и во всем, в т.ч. в "смысле жизни" это вообще самое сложное, что можно себе придумать. Совсем не каждый (и даже не большинство) с этой задачей может справиться.
Это прекрасно и очень хорошо, что наших подростков со всей их склонностью к модным гаджетам и вообще всему модному и дорогому, не устраивает философия общества потребления (накопление и материальное благополучие как конечная цель существования). Это как раз признак того, что они ДУМАЮТ! Тот человек, у которого нет глобального вопроса, который не мыслит, тот и самоубйство никогда не совершит - его все устраивает!
Как это не парадоксально, но массовые подростковые суициды это не знак того, что подростки "глупые", "незрелые", "зеленые", "зажравшиеся". А знак того, что поколение это НЕ потеряно. Оно думает, мысль (очень сложная и от того пугающая) бьется как птица в клетке и не может найти ответа, потому что ...и дальше самое страшное: НЕ УМЕЕТ.
Не в отсутствии любви, хамстве или бесчувственности надо упрекать школу и семью, а в том, что (и дальше неожиданный переход на сухой профессиональный педагогический язык) у детей не сформирована компетентность самостоятельного мыслительного поиска ответа на сложные вопросы. Они вопрос-то ставят самостоятельно: "Зачем я здесь?". А что с ним делать не знают. Натуральное обращение к чужому опыту (мама с папой, сверстники, учителя) ничего не дает, т.е. "подсмотреть, списать" чужой смысл не удается. А других способов нет! Не сформированы! Но подросток-то не знает, что у него просто "удочки нет". Он-то думает, что "здесь рыбы нет". Разочарование, депрессия, трагедия.
Выхода из ситуации два:
1) Вариант попроще. Дать некий адекватный набор ответов на вопрос о смысле существования. Причем дать так, чтобы взяли. А значит воспитать веру. В Бога, светлое будущее, любовь к Родине... В принципе годится любая социально приемлемая идеология. Вариант решения пролемы из серии "неэстетично, зато дешево, надежно и практично". Таким способом, мы вообще снимаем необходимость постановки Вопроса. У большинства при наличии граммотной идеологичской подушки никаких вопросов не возникает. Живем, как верим. А у тех, у кого все таки возникает, энергия как правило направлена не на суицид, а на протест, что вполне жизнеутвреждающе и полезно.
2) Вариант посложнее. Вооружить уже наконец детей такими интеллектуальными умениями, которые им позволят самим проблемы ставить и самим же (в сотрудничестве с умным взрослым) их решать. Причем ставить граммотно, а не абы как. В этом варианте они пройдут своим путем сомнений, проб, мыслительных экспериментов, диалогов, встреч, анализа и присвоят сами какие-то из существующих в культуре смыслов. Помочь пройти по этому пути - первостепеннейшая задача и семьи и школы.
Решим - будем жить.
С уважением,
Белолуцкая Анастасия
Reply
Reply
Leave a comment