Они выбирают смерть

Mar 21, 2012 13:52



В последнее время на новостных лентах все чаще и чаще появляются сообщения о детских и подростковых самоубийствах. Добровольно решают прекратить свое земное существование выходцы из самых разных социальных и общественных слоев и групп, уходят из жизни и в одиночку, и с друзьями и подругами. Все это не может не вызвать больной вопрос: почему? Что не так? Где наши, взрослых, просчеты и ошибки, которые подталкивают наших детей к этой роковой черте? Ученые и педагоги, опираясь на статистику, находят причины в самых разных сферах и сторонах нашей жизни: кто-то винит социальные условия и экономические проблемы, другие - семейные и личные неурядицы, неумение справляться с кризисными жизненными ситуациями. Третьи винят школу и всю систему образования в целом, устранившуюся и отстраненную от функции воспитания. Раздаются голоса, что всему виной СМИ и интернет, не только смакующие каждый такой трагический случай, но и вполне открыто «популяризирующие» суицид и изощренные способы иго исполнения. В социальных подростковых интернет-сетях никого не удивишь сообществами и своего рода «клубами» будущих самоубийц. Самоубийц того самого возраста, когда, как кажется, жизнь только начинается, когда перед тобой открывается множество путей: выбирай, дерзай, борись, живи. Но они выбирают иное - смерть…
Со всеми этими доводами нельзя не согласиться, все это есть, и все это может служить причиной роста числа самоубийств. Однако каждая из этих причин, да и все в совокупности, не дают вразумительного ответа на простой закономерный вопрос: а что, разве до этой «вспышки» мы жили в принципиально ином мире? Разве не было социальных и экономических проблем? Разве не было семейных драм, разводов, конфликтов? То есть всего того, что выдвигается на роль если не первопричины, то по крайней мере весомой причины явления? Все было, все присутствовало, исключая, быть может, киберпространство, ставшее неотъемлемой частью жизни наших детей. Так может быть, именно оно - и главный виновник? Но и эта гипотеза начинает «трещать по швам», не будучи в состоянии ответить на вопрос: а что заставляет наших детей прятаться в иллюзорном мире от реальной действительности?
Попробуем взглянуть на эти проблемы несколько с другой стороны. Обратим внимание, что подавляющее большинство случаев трагедий приходится на возраст 14-18 лет, то есть тот самый «переходный» возраст, когда меняется не только человеческое тело и психика, но и требуется получить ответ на серьезнейшие «взрослые» вопросы. Причем те самые вопросы, которых сами взрослые всячески избегают и боятся даже подумать о них. Вопросы эти крайне лаконичны: а зачем? в чем смысл моего существования в этом мире и есть ли он вообще? что в нем - мире - такого ценного, за что следует держаться за него и потратить на это всю свою жизнь? Кто я - обезьяна, вооруженная интеллектом и компьютером, изобретающая все новые и новые способы удовлетворения своих прихотей, или …? Эти и подобные вопросы не могут не возникать у человека. Этим он и отличается от «тварей бессловесных». Но вот ответы… Окружающий мир, то есть мир нас, взрослых, готов дать немедленный и универсальный ответ на все эти неудобные вопросы: не дури, не высовывайся, живи как все, ты не в состоянии изменить этот мир, он есть таков каков есть, и самое разумное - приспособиться под него, и взять от него все, что сможешь. Цени то, что ценят все: успех, карьера, престиж, достаток, уважение окружающих - вот тебе жизненные ориентиры. Стремись жить так, и все будет хорошо.
Все будет хорошо… А что - хорошо, а что не хорошо? Большинство принимают эти «правила игры» взрослых, и больше - до поры до времени, таких вопросов себе не задают. Но встречаются и исключения. Некоторые, самые неугомонные - бунтари и низвергатели авторитетов, не принимают этого, не могут согласиться, и начинают искать другие ответы. Им нужна истина, они не согласны на суррогат. Они чувствуют (в таком возрасте говорить о том, что они понимают - неверно) ценность жизни. Их жизнь становится осмысленной. Существует еще одна категория: она не принимает предлагаемые «стандарты», но и не мыслит о существовании иного. Искать и бороться - сверх их сил. Они не могут сориентироваться, не имея живых примеров и опоры. Таких - увы, немало. Именно они и становятся потенциальными самоубийцами. Конечно, далеко не все из них совершают этот страшный грех, но вот внутренняя готовность… Дело остается лишь за подходящей «почвой» - в виде мощных негативных переживаний, скорбей да подходящего стечения обстоятельств…
Что же может быть опорой для них? Это вопрос уже не к ним, детям, а к нам - взрослым. Веками основой нашей культуры было христианское понимание жизни как служения. Служения ближнему, служения Родине, служения народу, обществу, государству. Какие же ассоциации у изрядной части нашего общества вызывает это слово сейчас? Служение - о чем это он тут говорит? Это что такое?
«Родина - это там, где кусок пожирнее» - ни мало не смущаясь заявляет некий высокопоставленный чиновник от образования. «Только ненормальный станет защищать эту страну», - безапелляционно констатирует холеная дама - депутат Госдумы - перед телекамерами. Уверен, что перечень подобных высказываний читатель может продолжить еще и еще. Как это ни дико, но это стало нормой нашей общественной морали. Мы весьма успешно формируем нового человека - свободного от «средневековых предрассудков» в виде семьи, долга, самопожертвования. Духовный либерализм, провозгласивший приоритет личного над общественным, пришелся по сердцу изрядному числу наших соотечественников. За броскими лозунгами и призывами реально стоит банальный человеческий эгоизм. Общество цивилизованных эгоистов - вот идеал этой идеологии. Стоит ли удивляться, что ребенок, воспитанный в семье, где вместо супругов, то есть любящих друг друга папы и мамы, готовых пожертвовать собой ради близкого человека (на славянском языке «сопруг» - парная упряжка) - лишь партнеры по совместному ведению хозяйства, не умеет любить - его просто некому учить. То есть он прекрасно научается любить себя - и только. Сможет ли он создать настоящую семью? Эгоист не станет отдавать жизнь за свое Отечество - это ведь не приносит никакой выгоды. Самолюбец не сможет развивать ни науку, ни производство. В наших реалиях это убыточно, не приносит быстрой прибыли, а поэтому - стоит ли это делать?
Поэтому, ища ответ на вопрос, почему наши дети добровольно уходят их жизни, давайте сначала зададим вопрос себе: а какую жизнь мы им готовим? Что мы можем им дать? Ведь эгоисты неспособны дать ничего, кроме своего эгоизма. Они способны только потреблять, у них масса прав, за которые они готовы отдать все на свете, и нет никаких обязанностей. Им должны все, а они - никому. Может, «апофеоз общечеловеческих ценностей» - либерализм - чужд нашей культуре, и смерть наших детей - это их крик о страшной опасности, которой мы сами себя подвергаем?
Александр Мартыненко

Александр Мартыненко. суицид, школа, самоубийство, подростки

Previous post Next post
Up