.
Я был свидетелем и не совсем случайным участником митингов (правда, давно, в мае 1992 года, в Душанбе), переросших из мирных в противостояние с применением оружия. Подростков и молодежи там было много. Именно молодежь (по виду старшеклассники или учащиеся профессионально-технических училищ) забросали камнями нашу машину, выбив стекла, на одной из улиц Душанбе в том памятном году. Именно молодежь на грузовике, вооруженная арматурой и камнями, преследовала нашу машину, пытаясь догнать ее…
В своей школе (русско-таджикской, № 10 Колхозабадского района Курган-Тюбинской области Таджикистана) нашему директору Назаровой Гульнаре Назаровне (впоследствии была убита боевиками одной из противостоящих сторон), нам, учителям, старшеклассникам и родителям удалось удержать учащихся из политизированных семей (сторонников движения «Ростахез» и исламского возрождения Таджикистана) от устремлений устроить «инкилоб» (революцию) в стенах школы. За спинами этих детей было домашнее окружение. Именно оттуда были и религиозно-националистические призывы, и руководство к действиям. До тех пор пока таких семей было меньшинство, в школе удавалось сохранять относительное спокойствие. Тогда учителям задавали много вопросов. И об отношении к власти, и о политических взглядах, и о том, что будем делать, когда все русские сбегут в Россию, и будем ли стрелять, если война начнется... Отвечали предельно честно. И поступали так же... Наши учителя-женщины - пример служения детям. До последнего. В прямом смысле. Как Гульнара Назаровна. Когда власти у властей уже не осталось, и они просто сбежали, пример и моральный авторитет учителя многое значил. Наверное, поэтому, когда боевые действия велись непосредственно в нашем населенном пункте, и потом, во время «зачисток», учителей в целом не тронули. Ни «белые», ни «красные», среди которых оказались ученики нашей школы.
Вспоминая пережитое, анализируя современную ситуацию, считаю, что школа должна оставаться вне политических баталий. Школой воспитания граждан и патриотов, но прежде всего честных, добрых, отзывчивых людей, стремящихся жить «не по лжи». И здесь роль учителя по-прежнему велика. Он - пример и образец для подражания. Да, не единственный, и хорошо, что не единственный! Но очень важно, чтобы именно учитель не только казался, но и был таким, каким желает, чтобы стали дети.
Никаких компромиссов с совестью! Никакой лжи во спасение! И не только самому быть, а не казаться, но и пытаться удерживать других от сползания к «целесообразности». Что это? Глупость? Идеализм? Или единственная возможность противостоять позиции «премудрого пескаря» из и ныне актуальной сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина? Следует помнить, что тот, кто вольно или невольно стал соучастником махинаций, влияющих на результаты свободного волеизъявления сограждан, теряет моральное право требовать у детей соблюдать устав школы или дисциплины на уроке. Как и те, кто пытаются выдавать желаемое за действительное, если таких махинаций не было. Всякая ложь одинаково губительна. Каждый должен помнить, что в сознании школьников поступок конкретного учителя в период выборов в органы власти переносится на учителей вообще. Закрепляется в детском сознании и становится частью политической социализации. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», - призывал Иммануил Кант. Не к нам ли, учителям, философ обращался в первую очередь?
Понимая уязвимость позиций учителя и администратора школы, зависимость школ от властных структур, бессилие многих и многих учителей, невозможность противостоять давлению и нажиму со стороны, считаю, что:
1) необходимо законодательно закрепить невозможность состояния директоров и учителей в каких-либо политических партиях или общественно-политических движениях. Они уже состоят в союзе детей и взрослых во имя будущего страны. Этого более чем достаточно;
2) то же самое для всех работников учебных заведений (вузов и ссузов);
3) ввести уголовную ответственность за втягивание обучающихся в политические акции любым путем;
4) запретить педагогическим работникам возглавлять избирательные участки и состоять членами избирательных комиссий;
5) запретить использовать школы и иные учебные заведения в качестве УИК и мест голосования.
Владимир Риттер,
учитель МОУ «Лицей», г. Вольск, Саратовская область