.
Это хорошо, что так оно все происходит. Хорошо для российского образования.
Меня всегда умиляло (вот именно что умиляло - не возмущало, не потрясало, а умиляло искренней наивностью), когда педагоги начинали жаловаться на ситуацию в России в 90-х годах и при этом в предыдущих предложениях восторженно рассказывали о том, какая у нас была лучшая система образования, какая замечательная пионерия, а комсомольские стройки-то! И я стеснительно молчал, боясь потревожить этот нетронутый разум вопросом: а эти ребята, которые массово взрывали и отстреливали друг друга и нас с вами по городам и весям; эти вот люди, большие черные богатые памятники которым рядами стоят по российским кладбищам с похожей последней датой рубежа 80-90-х и на которых они изображены в спортивных куртках и с бритой головой; те здоровые мужики, которые спивались по подъездам, пока их жены-учительницы приносили домой хоть и на несколько месяцев опоздавшую, но все-таки какую-то зарплату; эти сорок процентов, голосовавших в одном из дальневосточных регионов за человека, первая часть предложения у которого всегда противоречит второй, и который нисколько этим не смущается; эти задорные активисты, рьяно приобщившиеся к миллиардам государственных монополий - вот все эти миллионы взрослых людей откуда взялись-то? С Бета-Центавры их, что ли, к нам заслали?! Ведь все они окончили школу, получили аттестат, посещали классные часы, все (все!) были пионерами («…пионер - значит смелый; пионер - всем ребятам пример…»), большинство были комсомольцами («…знать, от того так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом»), все слушали политинформации, учили историю и ходили на уроки труда…
Понятно, что у нас в стране не было статистики, не было независимой экспертизы результатов обучения и воспитания; приходилось анализировать, исходя из своего опыта, стараясь максимально его расширить… Но ведь вот наступила ситуация в начале 90-х, когда прекрасно стало ясно, каковы были результаты той системы образования… И стоило бы остановиться, оглянуться, спросить себя: а что же делалось не так? Почему все эти «из книжек в колонны построены вышли Тимуры и стали…» - не героями, как в песне, а теми, кем стали… Неладно что-то в …ском королевстве.
Но мы усиленно стремились не обратить внимание на вопиющие факты или же говорили: «Ну это же время виновато, это же эпоха не-поймешь-чего-и-как всех испортила, это же вредоносные СМИ изгадили, это же компьютерные игры с ума посводили, это же Шварценеггер со Сталлоне научил их мизинцем пробивать грудную клетку…» Ну, мне-то казалось, что пить портвейн на морозе из горлА и бить друг друга в морду по поводу и без повода мои одноклассники (и одноклассницы - не забывайте об одноклассницах!) умели и до просмотра «Звездных войн» и прочих тарантинов. Но ведь если воспитательный результат системы образования (предположим, что он был) рушится под воздействием кино, газет и вермута, то это всего лишь означает, что система образования была слабее кино и газет, да и по сравнению с крепленым вином была тоже слабовата градусом. То есть была слабее жизни…
И ведь какой же это был повод для рефлексии! Упущенный повод… Нет, конечно, многие педагоги в Усть-Илимске, Ростове-на-Дону или Люблино это понимали. А вот понимания массового, выраженного в четких оценочных суждениях педагогического сообщества, не было.
А время шло; и уже стало можно наконец-то начать списывать все на плоды перестройки; вот, мол, что народилось - какие хамы и циники выросли (забывая, что три поколения более старших хамов и циников - наши поколения - продолжают управлять ситуацией во всех эшелонах власти).
Но вот наконец-то серьезную роль в жизни стали играть те, кто пришел в школу в перестройку - им ведь уже исполнилось тридцать. И тут грянули «выборы»… Не именно эти, нет… Эти ничем от многих предыдущих и не отличаются. Я вообще обо всех последних. Что мы видим? Какие результаты воспитания этих нынешних двадцати- и тридцатилетних? Свободное мышление… Ответственная позиция… Аналитические способности, помогающие отличить демагога от реалиста… Активность… Умная активность… Способность преобразовывать мир… Стремление сделать жизнь окружающих лучше… Что из этого списка, который можно дополнять? И у скольких тысяч из скольких миллионов?
А что же произошло? Где проиграло образование? Я говорю о том образовании, которое действительно имело какие-то из вышеперечисленных целей, а не твердые знания на тройку по физике и патриотизм в виде надписи на государственной границе: «Направо - Россия. Налево - враги».
Это новое образование проиграло, как ни странно, на поле демократии, на поле толерантности, на поле свободы. После многих лет идеологизирования любые оценочные суждения (и в первую очередь морального плана) стали казаться каким-то ущемлением права на свободную мысль и свободные поступки, навязыванием единообразия, которое уже в печенках сидело. И вот уже демократически настроенный преподаватель на занятии не отвечает студентам, за кого он голосовал, мотивируя это тем, что в вузе политики быть не должно, а в соседней аудитории другой - доброй старинной закалки (причем закалка эта и в молодом возрасте не менее крепка бывает) - глумливо оболванивает тех же студентов, плевав на высокие демократические ценности. И в учебнике истории вместо слов «кровавый палач, мерзавец и прихвостень» мы читаем «…в сложные годы… неоднозначность трактовок… существуют разные мнения…». Но ведь история - это не пересказ выборочных фактов (всего же не расскажешь). История - всегда оценка событий. И человек, угробивший миллионы в своей стране, должен называться по-простому - людоед. И тридцатые годы должны называться не индустриализацией, а подготовкой к мировой революции и развязыванию мировой войны. И рассказы о том, что большая культурная начальница была тоже человеком и кому-то сделала добро, должны смениться оценкой, что это добро, оставаясь добром, не делает начальницу лучше, а является подлостью, так как начальница сия по своей милости решала, кого осчастливить, а кого пнуть, когда в голову взбредет.
Мы почему-то думали, что если людям один раз сказать правду, то эта правда останется с ними навсегда. А правда - это то, за что нужно бороться каждый день. И внятное моральное изложение должно быть просто нормой - чтобы история никогда не повторилась. Пусть даже и в виде фарса.
Евгений Крашенинников