Я участвовал в сети региональных экспертно-аналитических семинарах, в рамках которых проводилась оценка готовности регионов к введению новых стандартов.
С экспертной точки зрения, проблемы введения ФГОС сосредоточены по нескольким болевым точкам.
Первое. Зачастую региональными образовательными политиками введение ФГОС воспринимается как унифицированная задача контроля над образовательными учреждениями и над тем, как учитель будет действовать в том или ином направлении.
Другими словами, стандарт, который сам является вариативным, который предусматривает свободу, разнообразие, инициативность деятельности ребенка вводится прямо противоположными средствами по отношению к учителю и к его действиям.
Выбор программы, выбор пути достижения новых образовательных результатов, выбор какой-то самостоятельной методики, путь творческой деятельности для учителя закрыт, особенно в пилотных учреждениях, где реализуется ФГОС, потому что к ним больше внимания. А это внимание на региональном уровне воспринимается как контроль.
Почему так происходит? Потому что в менталитете существует недоверие учителя к образовательному учреждению, которое передается руководителю учреждения, и он не доверяет учителям. И передается учителю, который не доверяет ребенку. Риск введения ФГОС номер один - кризис доверия к личности, к развитию, кризис, который проявляется на разных уровнях.
Второе - это недостаточность общественного участия в управлении введения ФГОС.
Экспертные консультации с представителями управляющих советов школ, с администрацией школ показывают, что при введении стандартов, при разработке нормативных документов, что мнение и позиция управляющих советов школ, мнение и позиция общественности либо вовсе игнорируется, либо учитывается очень слабо.
Click to view
Здесь огромный потенциал совершенствования введения ФГОС, в том, чтобы попытаться максимально активно привлекать общественных управляющих и управляющие советы к участию формирования образовательной политики на уровне учреждения и муниципалитета. Если мы сможем активизировать эту деятельность, у нас появится серьезный игрок в системе субъектов образовательной политики, который сможет оказать серьезную помощь в достижении новых результатов, которые инициирует ФГОС.
И последнее. Говоря о рисках и проблемах введения ФГОС, учитель не имеет понятного для себя перенесенного в режим его деятельности, его компетентности представления о новом качестве образования. Сами учителя артикулируют результативность ФГОС словами, которые во ФГОС есть Получается, вместо понимания нового качества образования мы получили запоминание нового качества образования.
При этом региональная и муниципальная политика эту деятельность по запоминанию ФГОС всячески поддерживают, проверяя компетентность учителя тестами. Обращение к учителю, чтобы он перевел нормы ФГОС языком педагога, наталкиваются на непонимание со стороны учителя.
Новый ФГОС не стал в сознании учителя педагогической технологией и методикой.
Существует большая угроза того, что при административном принятии ФГОС, при том, что школа формально признает правила игры по новым стандартам, сущность самого процесса оказывается непонятной и неохваченной.
Петр Бондарев,
эксперт ИПОП "Эврика"