Очень бурно обсуждается вопрос перехода образовательных учреждений в статус автономных. Буквально перед моим приездом в Москву в Чеченской Республике прошло два обучающих мероприятия по статусам учреждений: казенное, бюджетное, автономное. Сейчас у нас все учреждения казенные. Есть школы, которые хотели бы перейти в автономный режим. Конечно, это относится к тем учреждениям, где директор - уверенный менеджер и продвинутый руководитель. Мы, как институт повышения квалификации, так же хотим стать автономным учреждением. Проблема в том, что директора боятся, они еще не стали самостоятельными, как того требует документ «Нашей новой школы». Директора не умеют распоряжаться средствами, да им пока еще и не доверили этих средств. Как сегодня директор может распоряжаться средствами, если он за штатным расписанием все еще ходит в районный отдел образования? Он не формирует свой штат. А есть директора, которые не знают своего бюджета. В такой ситуации говорить о том, что все директора ринутся в автономность, пока рано. Многие уже говорят о том, что посмотрят. И я все-таки думаю, что в нашей республике некоторые директора перейдут в статус автономных учреждений.
Директоров пугает отсутствие знаний, менеджерского опыта и подготовки. Человек, который считал, что директорство заключается в том, чтобы написать вовремя расписание и отследить деятельность учителя, никогда не связывал это с экономической составляющей. А теперь ему говорят: «Вот тебе деньги и отвечай за них». Причем, говорят не только о том, что он самостоятелен в выборе, а больше о том, что самостоятельность теперь будет прямо пропорциональна ответственности. Если ты где-то что-то не предусмотришь, может получиться так, что тебе завтра не хватит денег на зарплату. Директор должен зарабатывать деньги, а зарабатывать он пока не научился. Он не знает, как это делать. К тому же директора запуганы общественным резонансом, когда говорят, что директор берет деньги на всяческие мероприятия и т.д. Скажите, пожалуйста, за все время существования советской, российской школы когда-нибудь было так, что родители школе не помогали? Родители должны помогать школе и как показали стандарты, они добровольно это делают. Но это нужно грамотно оформлять, а это директора, к сожалению, не всегда умеют. То есть наши директора пока еще экономически не грамотны и политически не самостоятельны.
Click to view
Ганга Эльмурзаева,
ректор ЧИПКРО
Записала Алена Шадрина