Школа без границ… Очень обширная тема, в которой для меня как директора школы важны два взаимосвязанных вектора. Смягчение границ внутренних и проницаемость границ внешних.
Границы внутри школы
…архитектурные
Имею в виду прежде всего проблему создания безбарьерной среды для детей, как принято деликатно говорить, с ограниченными возможностями здоровья. Школ, доступных для любого ребенка, становится все больше, но многое предстоит еще сделать. Это открывает новые горизонты не только для учеников, но и для сотен тысяч специалистов, которые могли бы нам помочь при нашем количественном и качественном кадровом голоде. У нас, например, трудится замечательный системный администратор.
Нередко непреодолимой ментальной границей становится стена между классом и коридором. Образование - только в классе. Коридоры, фойе - только для отдыха и перемещения, в лучшем случае - для информирования через стенды и стеллажи с кубками. Два года назад мы начали выносить образование в рекреационное пространство: в коридорах появились общедоступные (но в антивандальном исполнении) научные инсталляции, демонстрирующие природные процессы и явления. И что особенно важно - всё это оборудование было сделано руками учеников в специально созданной нами мастерской для школьного музея. Центрами образования стали даже школьные туалеты, на стенах которых школьники размещают ламинированные листы с выдержками из своих рефератов о научных бытовых изобретениях! (Здесь замечу в скобках, что специалисты по рекламе считают лифты и туалеты наиболее эффективными местами по продвижению некоторых товаров. И вообще - неформальное образование через развлечение (edutainment) становится мировым трендом.)
…психологические
Мой личный опыт строительства инклюзивного образования говорит о том, что решение проблемы архитектурной доступности - это даже не полдела, а только треть, а то и четверть. Разрушив физическую границу, мы упираемся в психологическую. Не методическая, не предметная, а психологическая некомпетентность учителя часто не только мешает решать проблемы, но и создает новые.
Тем злее слова, которые хотелось бы сказать по поводу сокращения института социально-психологической службы, основной причиной которого нередко называют введение нормативно-подушевого финансирования в сочетании с требованием роста средней зарплаты учителя. Этот фактор действительно оказывает давление, но приходилось сталкиваться с ситуациями, когда к данному вопросу возникало разное отношение в соседних школах с равной наполняемостью. И там, где было понимание важности этой работы, служба сохранялась.
Не секрет, что порой внутри отдельных классов и школ социально-психологические границы пролегают даже грубее и жестче, чем между странами. И причиной может быть отнюдь не только финансово-имущественный статус родителей. Реальностью становятся жесткие конфликты между детьми, воспитанными в семьях различной мировоззренческой ориентации. У меня перед глазами картина, когда три шестилетних ребенка до хрипоты, до драки отстаивали эволюционную, христианскую и мусульманскую версию происхождения человека. Это - о границах и об их цивилизованном преодолении. Прекрасный был повод поговорить о существовании разных точек зрения, об уважении к своим семейным традициям и ценностям в сочетании с уважением к праву других людей иметь иные взгляды.
…организационные
Классно-урочная система. Великая и ужасная. Одни просто говорят о ней как об устаревшей, но покидать привычный формат не собираются, другие (их, надо признать, поменьше) мечтают «завтра же» перейти к нелинейной модели, но пока одержать над ней полную и безоговорочную победу не удалось почти никому (известные мне исключения - редки). Причин много: это и инерция учительского мышления, и переполненность школ, и неготовность работать в новых условиях, но главное - эту инновацию невозможно внедрить отдельному учителю, необходима перестройка на уровне всей организации. А тут на пути прогрессивного подхода встает (даже при поддержке изменений директором), пожалуй, самый консервативный человек в любой школе - завуч, ответственный за составление расписания. Да, директор - «вождь племени», но завуч - «верховный жрец».
…межличностные
Учитель, хотя это может показаться странным, часто находится в профессиональном одиночестве внутри моря людей. Коллеги, работающие в соседних кабинетах, могут годами не проявлять профессионального интереса друг к другу, лишь смутно предполагая методы, подходы, ценности, культивируемые «за стенкой». По мнению главного редактора журнала "Директор школы" Константина Ушакова, разница в профессиональном уровне внутри коллектива больше, чем между средними показателями любых двух соседних школ. Поэтому ресурсы для повышения квалификации и даже способность школы к развитию определяется количеством и качеством горизонтальных связей между ее учителями.
Границы вне школы
Выскажу жесткую, предельную позицию. Вряд ли стоит ожидать эффективной реализации новых стандартов от школы, руководство и педагоги которой не демонстрируют волю к сотрудничеству, не желают (ссылаясь на неспособность) инициировать и организовывать работу в совместных проектах, а соседние школы воспринимают не как органичную часть общего образовательного пространства, развивающегося через сетевое взаимодействие, а как опасных конкурентов. Человек, не умеющий продуктивно сотрудничать, никогда не сможет организовать деятельность по формированию этой способности у своих учеников. Подобное рождает подобное.
Крайне затруднительно обеспечить при введении стандарта подлинную качественную индивидуализацию обучения и профилизацию, профессиональные и социальные пробы, разнообразие исследований и проектов в рамках небольшой школы с одним малокомплектным выпускным классом (или при качественном кадровом дефиците в многопрофильной старшей школе). Увы, по-прежнему крайне слабо востребован потенциал сетевого образования (возможность которого нормативно зафиксирована в Законе «Об образовании в РФ»). А ведь сеть позволяет гораздо полнее использовать материальные, кадровые, методические, организационные и иные ресурсы, рассеянные по школам и иным организациям, занимающимся образовательной деятельностью. Основные проблемы: 1. Нехватка обобщенных практик обеспечения реализации образовательных программ одновременно в нескольких организациях. 2. Отсутствие действенного механизма оперативного предъявления школами кадрового дефицита и оптимизации использования избытков кадрового потенциала в отдельных школах. 3. Неэффективность принципа приобретения учебного оборудования узкой тематической направленности (каждая школа покупает весь комплект, но использует его лишь часть года). 4. Отсутствие концептуального обобщения практик инициации и организации сетевых образовательных событий. 5. Дефицит систем оценки качества сетевого образования. (Наша школа свой опыт участия в сетевых проектах уже излагала:
http://eurekanext.livejournal.com/168027.html)
Планы на год
Формирование «Передвижной лаборатории современных средств обучения», доступной восьми школам, входящим в Ассоциацию сельских инновационных школ (под брендом «АСИШ-лаб»). Приобретенное оборудование будет эффективно использоваться ими в рамках договора простого товарищества. Кроме того, обмен оборудованием будет сопровождаться формальным и неформальным методическим процессом его «вживления» в урок и внеурочную деятельность.
Создание на базе школ АСИШ межшкольного кадрового Центра, способного в условиях нехватки и ограниченности ресурсов отдельных учреждений решить проблему обеспечения получения качественного образования независимо от места жительства. В случае болезни, иной причины отсутствия или качественного дефицита (период подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конференциям и др.) школы-участники АСИШ смогут запрашивать друг у друга оказание дистанционных образовательных услуг на старшей ступени профильной школы.
Запуск проектов т.н. образовательного кроссинга, под которым мы понимаем реализацию части программы учениками на базе другой образовательной организации. При этом происходит взаимный обмен образовательными модулями.
Присоединяйтесь! Будем рады сотрудничеству!
Алексей Голубицкий,
директор «Школы будущего», с. Большое Исаково, Калининградская область