Встретимся на Байкале!

Sep 26, 2014 10:51





В июле 2014 года в Бурятии прошел уже VI Байкальский образовательный форум. Более 1000 участников из 43 субъектов Российской Федерации, а также Монголии, Кореи, Японии рассмотрели широкий спектр проблем развития системы образования Российской Федерации и возможные пути их решения.

Впервые на восьми открытых дискуссионных площадках жителям Улан-Удэ были представлены лекции федеральных экспертов и прошли дебаты по комплексу мер модернизации дошкольного, общего и дополнительного образования, по вопросам финансово-экономического механизма повышения качества образования, социализации детей, по созданию образовательных округов, по основным направлениям развития профессионального образования. Отрадно, что регионы стали равноправными соорганизаторами площадок.

По программе форума проведено Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам оценки и контроля качества в сфере образования, а также Межрегиональный конкурс эффективных управленческих моделей, где в рамках конференции Ассоциации руководителей образования победителям вручены специальные призы. Образовательные экспедиции в Мухоршибирский, Прибайкальский, Кабанский, Кижингинский, Селенгинский районы республики и в г. Улан-Удэ высветили проблематику муниципального уровня.

Особенностью БОФ-2014 стала работа Детской программы на базе детского оздоровительного лагеря «Байкальские волны».

И вот уже началась подготовка следующего, VII Байкальского образовательного форума. Его тема - «Школа без границ» - посвящена преодолению множества административно-бюрократических и иных ограничений, сковывающих культурно-образовательную инициативу учителей и директоров и серьезно мешающих развитию человеческого потенциала учащихся. Ключевым является вопрос расширения того пространства, в котором образовательные организации черпают свой образовательный ресурс. Сегодня новые технологии делают прозрачными стены классов и школ, позволяют детям стать участниками ранее недоступных форм индивидуальной образовательной деятельности.

Времена мела и вечно пачкающихся тряпок безвозвратно уходят. Фактически уже наступила новая эпоха образования - эпоха электронных досок, широкополосных технологий доступа в интернет и ноутбуков, эпоха, в которой «Школа без границ» позволяет сделать обучение менее абстрактным и приблизить его к реальным условиям. Никогда еще образовательные барьеры между странами и народами не были столь формальными.

Сохраняется ключевая идея изменения формата форума - уход от обсуждения в кабинетах в сторону дебатов и дискуссий на разных площадках с участием спикеров-специалистов. В этом отношении многообещающей представляется такая форма, как «монстрация» - массовая акция с лозунгами и транспарантами, которые участники используют в качестве важного средства содержательной коммуникации и самовыражения, актуализации проблемного поля. Образовательная монстрация в нашем понимании - это не флешмоб и не перформанс, а нечто гораздо более близкое к хэппенингу (от англ. happening- форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии автора, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. Одна из задач хэппенинга - преодоление границ между автором и зрителем).

Временами даже из уст уважаемых политиков всё еще приходится слышать ностальгические сетования об утрате «лучшей в мире» советской системы образования. Но не надо забывать, что она была замкнута на самой себе, и качество ее «продукта» практически никогда конкурентно не сопоставлялось с зарубежными аналогами. Открытость нынешней образовательной системы позволяет увидеть объективные вызовы, которые стимулируют ее дальнейшее развитие. А здесь уже неизбежен разговор о необходимости расширения участия общества в разработке образовательной политики, в решении вопроса о том, какие нормы нужно менять в интересах непосредственных потребителей образовательных услуг. В этом контексте особенно актуальной становится тема успешной социализации учащихся за счет максимального развития их способностей посредством индивидуализации (а в перспективе - персонификации) образования. Она достигается прежде всего изменением технологий работы педагогических и руководящих работников образовательных организаций.

Разумеется, мы сохраним важнейшие составные части форума, ставшие уже традиционными:Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам оценки и контроля качества в сфере образования, конференцию Ассоциации руководителей образования, Межрегиональный конкурс эффективных управленческих проектов, а также Детскую программу, завершаемую презентацией созданного совместным творческим порывом.

Мне кажется, что начало нового учебного года - самый подходящий момент для приглашения субъектов Российской Федерации принять участие во всех мероприятиях форума в качестве его соорганизаторов. Эта всероссийская площадка должна быть интересна всем: давайте вместе займемся моделированием образа будущего нашей образовательной системы от детского сада до «Умной школы». Пусть в работе экспедиций и в Детской программе примут участие команды других регионов. Мы готовы рассмотреть любые предложения. А пропуск на участие в форуме будет выдан на московской сессии «Эврики» в апреле будущего года.

Подготовка к проведению VII Байкальского образовательного форума набирает обороты - подключайтесь, поддержите его организацию и проведение своим участием. БОФ-2015 гостеприимно ждет всех!

Алдар Дамдинов,
министр образования и науки Республики Бурятия
Previous post Next post
Up