Вооруженные знаниями

Apr 19, 2012 14:06



Еще в XIX веке Марк Твен вложил в уста своего героя Гекльберри Финна слова: «Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование». Какой же она должна быть, какое образование предлагать, чтобы ее востребованность не вызывала сомнений?

Первые классы нашей гимназии еще с 1 сентября 2010 года работают в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание образования мы сводим сегодня не к минимуму или максимуму объема информации, а к тому, чтобы вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования.
В связи с этим вектором развития инновационной среды является формирование творческой личности, способной к активному действию, овладевающей такой ключевой компетенцией, как умение учиться.
Большую помощь в работе оказало то, что наша гимназия давно работала над формированием методологической культуры обучающихся, а это значит, общеучебным умениям уделялось особое внимание. Следовательно, и в начальной школе, и в школе второй-третьей ступени мы стараемся создать условия для развития универсальных учебных действий, открытия каждым обучающимся своеобразия своего индивидуального мышления и путей его развития, для понимания человека как великой культурной и индивидуальной человеческой ценности.
На это нацелены курсы инвариантной части учебного плана, а в первых классах - и занятия внеурочной деятельностью. В гимназии, реализующей наряду с общеобразовательными программы с дополнительной (углубленной) подготовкой по предметам гуманитарного профиля, уже с первого класса особое внимание уделяется литературному чтению, изобразительному искусству, музыке. Не случайно во внеурочной деятельности представлены такие формы работы с младшими школьниками, как театр «Веселые нотки», изостудия «Акварелька». Образное представление о мире, осмысление образной сущности искусства, непосредственное соучастие в создании продукта деятельности обогащает первоклассника.
Работая на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учителя начальной школы стремятся «поднять детей из-за парт». В ходе конкретной деятельности первоклассников осуществляется преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую, что определяет личностное, социальное, познавательное развитие учащихся. Этому способствуют экскурсии, мероприятия, которые проводятся - в рамках договорных отношений - совместно с районной детской библиотекой, школой искусств, городским историко-краеведческим музеем, детско-юношеской спортивной школой. У ребят формируется рефлексивное отношение к своим поступкам и, что немаловажно,- к собственному здоровью. Значительную роль при этом играет курс «Я хочу быть здоровым», включающий в себя упражнения на развитие силы, ловкости, информацию о здоровье человека, игры различных народов мира.
Главный принцип организации образовательного процесса на каждом занятии - это создание ситуации рефлексии над действиями, собственными и класса в целом, выведение особенностей мышления в поле сознания, поиск форм выражения мышления на основе актуализации индивидуальных интеллектуальных ресурсов.
Главным становится не содержание образования, которое преподает учитель, но осознание, открытие и изменение представлений о себе, своих поступках, своем мышлении. Учителя стремятся создать ситуацию, стимулирующую диалог, совместную деятельность с обучающимися.
Формирование личности сегодня невозможно без создания активной среды практической деятельности ребят, такой среды, которая моделировала бы элементы нашего социума.
В гимназии существуют детские организации. Из юнкоровского движения выросли детская редакция и телерадиокомпания гимназии - настоящий медиацентр, ведь видеостудия, выпускающая видео- и телепродукцию для сверстников, - благоприятная среда социализации ребенка, становления его в деятельности. Обеспечивается тесное взаимодействие всех участников творческого процесса. Одновременно происходит и своего рода «специализация»: один выполняет работу корреспондента, другой - фотографа, третий - редактора и так далее. Продукт, который производится центром, может быть весьма разнообразным, но всегда зрелищным и ярким. Такими стали все 45 номеров гимназической страницы «Школьная жизнь в режиме online», которая ежемесячно публикуется в муниципальном издании «Сухоложская новая газета», 17 фильмов, снятых членами телерадиокомпании, среди которых есть фильмы, посвященные 65-летию Победы - «Скажем спасибо ветеранам», «Вспомним о войне», отражающие деятельность юнармейского отряда «Ратибор», рассказывающие о деятельности органов самоуправления гимназии.
Происходит приобщение гимназистов к реализации образовательных и социальных проектов, приобретается опыт сотворчества, совместной социальной практики учеников; идет реальная профильная подготовка будущих журналистов, менеджеров, специалистов по рекламе и PR-технологиям, дизайнеров и фотографов, операторов и ведущих; осуществляется активизация межвозрастных связей, в непосредственной деятельности формируются социально зрелые и активные молодые лидеры.
Именно деятельностный подход, лежащий в основе организации образовательного процесса гимназии, позволяет достичь хороших результатов. Ученики начальной школы ежегодно принимают участие в муниципальных, областных фестивалях детского творчества, конкурсах и становятся лауреатами. Ученические проекты «Роль малого бизнеса в повышении уровня занятости населения», «Зеркало «другой» литературы», «Образ автора и его воздействие на адресата в искусстве», «Знай свои корни» заняли призовые места в областном туре защиты научно-исследовательских проектов; работы «Образ города в современной литературе», «Mediasapiens - наш современник», «Нефть как основной источник ресурсозависимых стран» заняли первые места во всероссийском конкурсе работ школьников по гуманитарным дисциплинам, проводившемся ГУ-ВШЭ, проект «Способы защиты доходов населения» стал призером XI Российской научной конференции школьников «Открытие».
Мы помним о том, что «путь совершенствования не имеет конца». Нам помогают современные подходы к развитию содержания образования, а вектор развития определяет цель - воспитание творческого человека, умеющего успешно выстраивать свое поведение в современном информационном пространстве, способного к саморазвитию, личностному, профессиональному, жизненному самоопределению.
Ирина Аладина,
директор МБОУ «Гимназия № 1»

Сухой Лог, содержание образования, Ирина Аладина, ФГОС, стандарт, Марк Твен

Previous post Next post
Up