Про имяборцев

May 16, 2009 01:43

Посмотрел тут очередной виток дискуссии про еп. Никона Рождественского и заодно освежил в памяти его бессмертные творения из книги "Меч обоюдоострый". Надо сказать, что даже такой сугубый еретик, как Никон, вряд ли стал бы эксплицитно ниспровергать один из основных догматов христианства о Божестве Иисуса Христа (что ему неосновательно приписывали ( Read more... )

имяславие

Leave a comment

Comments 88

andber May 15 2009, 23:51:54 UTC
Бог - не личность. Интересный ход мысли, мне почему-то понравилось. А нельзя ли дать развернутый комментарий к этому тезису.

Reply

euhenio May 15 2009, 23:57:20 UTC
а откуда взялся этот тезис? его у отцов нет, как и тезиса, что Бог есть личность

нет смысла комментировать непонятно откуда взявшиеся тезисы

Reply

euhenio May 15 2009, 23:58:33 UTC
если, конечно, на их основании не гонят православных

Reply


mashenka_sench May 16 2009, 00:17:24 UTC
формула имяславцев непосредственно следует (в частности) из учения Златоуста о божественных именах

Вы в этом вопросе явно хорошо разобрались. Подскажите, а что у нас с Василием Великим? Разве его "Обличение Евномия" не выбивает базу из-под ног имяславия?

Reply

euhenio May 16 2009, 00:30:20 UTC
каким образом?
приведите какой-нибудь пример и обсудим

Reply

mashenka_sench May 16 2009, 00:31:31 UTC
"ложь говорит тот, кто умствует, будто из различия имен должно заключать и о различии сущности. Ибо не за именами следует природа вещей, а наоборот, имена изобретены уже после вещей".

??

Reply

euhenio May 16 2009, 00:39:23 UTC
Чему это противоречит? Надо как-то развертывать свою мысль

здесь с одной стороны, о именах вещей, а не энергиях Божиих
а с другой стороны, утверждается общая для всего мысль, что одной сущности может соответствовать много имен

ни то, ни другое имяславию не противоречит и вообще как-то мало касаются сути споров об именах Божиих

Reply


hgr May 16 2009, 04:48:18 UTC
из дневников Никона видно, что это был человек с очень хамским и холерическим характером. такой вполне мог в пылу спора сказать, что Христос -- не Бог, т.к. тогдашний академический "дискурс" был протестантским.

т.е. не то, чтоб он думал как-то специально на эту тему, но вот именно чтоб сказать, не подумав, -- это как раз.

Reply

h1809r May 16 2009, 08:17:57 UTC
мне кажется, цитату это о. Димитрий зря привел, потому что из самого архиеп. Никона можно было бы выудить не менее впечатляющее, но зато уж стопроцентно подлинные.
то, что "имя Христос - не Бог" запросто мог сказать, нет сомнений:) а вот "Христос - не Бог" - ну разве что действительно в угаре каком-то... впрочем, и Никон, и Антоний Храповицкий были людьми, мягко говоря, темпераментными, это по всем воспоминаниям видно хорошо. да и по текстам тоже.

кстати, помнится, интересное было описание встречи Никона с афонитами было в каком-то из его докладов (опубликованном в БТ, если не путаю...). он там их пугает тем, что у них все отберут, они лишатся имущества, а они ему отвечали, что, мол, они и так все оставили, "чем ты нас напугать можешь?!" И архиеп. Никон недоумевает: какие, мол, странные люди!)

Reply

hgr May 16 2009, 08:25:30 UTC
интересно, я не читал.
конечно, из Дневников Никона можно было найти что-то вполне характерное.

что касается божественности Христа, то тогдашние люди имели обыкновение затрудняться в ответе на прямой вопрос, Христос Бог ИЛИ человек.

Reply

h1809r May 16 2009, 08:47:09 UTC
=что касается божественности Христа, то тогдашние люди имели обыкновение затрудняться в ответе на прямой вопрос, Христос Бог ИЛИ человек.=

это и с нынешними людьми случается...
Никона почему-то сейчас многие выставляют в качестве человека, наделенного каким-то особым "чувством церковности", и т.д. и т.п.

Reply


Ипостаси vik_sud May 16 2009, 06:08:41 UTC
Можно ли сказать, что по сути вводится "четвертая ипостась"?
А Три ипостаси в какой-то степени растворяются в этой личности, становятся ее модусами?

Reply

Re: Ипостаси euhenio May 16 2009, 12:01:53 UTC
да, кроме триадологии его формула повреждает и христологию

http://euhenio.livejournal.com/254392.html?mode=reply

Reply


dodododo May 16 2009, 06:59:47 UTC
как я тебе уже говорила, тут проблема мне видится в ограничении возможностей понимания, а не в сознатеьной злонамеренности в виде подлогов со стороны имяборцев или еще чего ( ... )

Reply


Leave a comment

Up