Наконец-то добрался до последней книги. В целом неплохо. Хотя из-за того, что читал на английском и подряд, под конец реально выдохся. Хочу выделить несколько этико-психологических моментов, которые зацепили меня.
- Дементоры - демоны, которые высасывают из человека радость. Чтобы победить эту всепоглощающую депрессию, надо двинуть свое сознание против течения, совершить эпистрофе, воссоздать и зафиксировать в душе самый счастливый момент жизни. К слову, концепция представляет собой инверсию гавваха Даниила Андреева. Гаввах - страдания человека, которыми питаются бесы, населяющие миры нисходящего ряда. Интересно, Джоан Роулинг была знакома с "Розой мира"?
- Расщепление души как путь к дурному бессмертию. Волдеморт расщепляет свою душу, каждый фрагмент обладает частичной автономией (фактически субличность становится личностью), при этом методом расщепления является убийство другого человека. Джоан Роулинг априори исходит из убеждения, что душа проста и не имеет частей (Дамаскин, Аквинский), при этом если и возможно ее расщепление, то это что-то предельно искаженное и связанное с граничным злом. Мне импонирует подспудная ориентация Роулинг на целостность.
- Кольцо времени - человек спасается, приходя к себе из будущего. Гарри еще не умеет защищаться от дементоров. В третьей книге они его атакуют, и вдруг кто-то создает патронус. Гарри спасен. Более того, благодаря этому он научился самостоятельно вызывать защиту. Кто создал спасительного патронуса? Сам Гарри, который возвратился из будущего, чтобы спасти себя и своих друзей. Из этого сюжета можно извлечь реальный психологический прием. Если тебе сильно плохо, представь себя в будущем, когда это все закончилось и ты с улыбкой смотришь на уже решенные проблемы. Человек спасается, приходя к себе из будущего.
- Сложная магия требует не только знания магических слов, но и особого состояния сознания. Чтобы зажечь огонек на кончике волшебной палочки, достаточно произнести правильные слова (любой может), а вот, чтобы совладать с привидением, которое всегда является в образе твоего самого большого страха, необходимо карнавализировать страх, высмеять его. Это уже работа сознания, как и в случае с дементорами.
- Самая сильная магия замешана на жертвенной любви. Мать Гарри жертвует собой ради ребенка и тем самым дает ему самую сильную защиту. Это явно христианская аллюзия. При этом механика защиты работает по-принципу зеркала. Чем большее зло Волдеморт хочет причинить Поттеру, тем сильнее "возвратный" удар. Это уже больше напоминает принцип кармы - действие в колесе причины и следствия. В итоге так и получилось: в последней книге Волдемор направляет смертельный удар Авада Кедавра против Гарри, получает моментальный "кармический возврат" и погибает от собственного зла.
Если посмотреть на общую архетектонику сюжета, то я бы резюмировал главное этическое послание Джоан Роулинг следующим образом: Любовь заставляет зло убивать само себя.