Feb 20, 2013 05:38
«На обочине» (Sideways, 2004). Досадно, что в свое время пропустил это кино. Хотя, настоянным оно кажется даже лучше. Да и винная тема в нем практически ведет сюжет. Отличный режиссер Александр Пэйн, знаток треволнений среднего и старшего возраста («О Шмидте», «Потомки»), скоро станет излюбленным в первой десятке. Из тех, что без психозов и искусственной перверсии.
«На обочине» - грустное, смешное, наблюдательное и внимательное к деталям кино. Наполнено солнечным светом: 2 часа путешествий по летним калифорнийским виноградникам, всюду золотой оттенок, немноголюдно, полупустые дороги, рядом океан, и всё хорошее, как и дурацкое, происходит легко и просто. Пэйн умеет оставить после просмотра чувство умиротворения и безмятежности.
Что-то вроде роуд-муви или вариант бадди-муви. Два друга по колледжу, неизданный писатель и актер с закатывающейся звездой едут в калифорнийский винный тур (т.е. мальчишник) перед свадьбой (вдруг армянской) одного из них. Оба в разной степени потрепаны жизнью. Депрессивный невротик и инфантильный интуит - та еще парочка. Впрочем, всё почти благообразно поначалу. За кадром постоянно звучит поп-джаз, богато сдобренный перкуссией, местами просто очень юморные мелодии.
Удивителен подбор актеров. Если Томас Хейден Черч (отец семейства в недавнем «Килере Джо») еще, как говорится, мог быть кем-то другим, то ведущее соло в дуэте - у Пола Джиаматти. Кажется, это одна из его лучших ролей за всю карьеру. В русском варианте, к моему удовольствию, его озвучивал замечательный комедийный актер Сергей Бурунов. За женскую романтическую линию отвечает Вирджиния Мэдсен, которая, в общем, всегда на высоте. Остальное делает Пэйн со своим всегдашним соавтором сценаристом Джимом Тейлором. Получается спокойное и светлое высказывание о возрасте, о времени и месте, о готовности и умении ценить то, что кажется данностью, но может быть и подарком.