Приложение N2 справочника «Вооруженные силы Германии»,
издание Главного Управления Генерального Штаба, Санкт-Петербург, май 1907 г.
Тактика. Программой требуется основательное изучение элементарной тактики и учения о бое различных родов оружия в отдельности и совокупности.
Поэтому ученики должны ознакомиться сначала с теоретической, а затем и с прикладной тактикой.
Лекции должны оживляться примерами из военной истории, но не столь подробно, чтобы это было в ущерб содержанию преподаваемой элементарной тактики.
Разбор отдельных уставов не должен быть слишком подробен, имея всегда в виду, что ученики принадлежат к различным родам оружия.
Теория тактики поясняется строевыми занятиями:
а) ротным учением самих учеников, батальонным (с обозначением рядов), эскадронным (пешее по конному) и батарейным (у каната).
б) посещением строевых учений войсковых частей на плацах.
Вспомогательным средством для прикладной тактики служат:
в) решение задач на планах;
г) решение задач на местности, на что назначены две недели практического курса.
д) посещение занятий войск в поле.
е) военная игра, насколько позволяет свободное время.
Задачи, упомянутые в пунктах в), г) и е), по составу отрядов никогда не должны выходить из границ, соответствующих положению младших офицеров.
Об оружии. В лекциях об оружии следует избегать одностороннего технического направления, обращая одинаковое внимание на все виды вооружения. Поэтому главным предметом служит развитие знаний о конструкции введенных в германской армии орудий и ручного оружия, о практической баллистике и о действии снарядов, с целью выяснить употребление различных родов оружия в полевой и крепостной войне.
Учитель никогда не должен упускать из виду, что бой есть конечная цель преподаваемого; это не позволит ему останавливаться на бесплодных деталях и забывать при этом главную суть дела.
Вспомогательные средства:
1) предметы, предназначенные для наглядного обучения;
2) посещение технических заведений и складов;
3) обучении при орудии всех учеников;
4) показная стрельба в небольших размерах;
5) посещение пехотных стрельбищ и артиллерийских полигонов.
Фортификация. Фортификация обнимает изучение полевых и долговременных укреплений и крепостную войну.
Каждому отделу предпосылается краткий исторический очерк, и главному отделу - о полевых укреплениях, должен быть придан практических характер.
От учителя требуется особенно простое и ясное изложение предмета, без всего, что могло бы иметь характер общих мест.
Для письменных работ выбираются задачи, соответствующие элементарным понятиям слушателей.
Вспомогательные средства:
1) осмотр крепостей;
2) посещение пионерных учебных полей;
3) устройство стрелковых ровиков различных профилей самими учениками;
4) задачи на плане, с укреплением небольших позиций на основании тактических предположений;
5) такие же задачи в поле (проектированные работы обозначаются флагами).
Военная топография. В военной топографии ограничиваются описанием местностей исключительно в военном отношении и того влияния, которое обнаруживает на войска местность. Всякого уклонения в область геодезии, военной и физической географии следует строго избегать.
Топография служит основанием не только для топографического черчения и съемок, но и главным образом, для прикладной тактики. Поэтому преподавание топографии должно быть так направлено, чтобы содействовать усвоению тактики. Оба учителя должны таким образом быть в постоянном общении.
Топографическое черчение. Теория топографического черчения преподается одновременно с началом лекции по топографии, в связи с ходом которых черчение постепенно развивается.
При этом следует приучать к правильному, ясному и чистому черчению, равно ко внимательному выбору чертежных материалов. Рядом с правильностью и наглядностью изображения, следует требовать и красоты чертежа.
Съемки. В лекции о съемках входит понятие о тригонометрической сети, государственной съемке и о беглом крокировании для специальных целей.
Преподавание начинается во 2-й половине учебного года.
О тригонометрической сети читают в общих чертах, настолько, чтобы дать понятие об определении тригонометрических пунктов.
Преподавание топографической съемки начинают с объяснения употребляемых для сего инструментов, показывают элементарные приемы с кипрегелем и, наконец, объясняют производство съемки на месте.
Практический курс съемки продолжается около 8 дней.
Организация (Военная администрация). Изучается организация германской армии по мирному времени, причем обращают внимание на постепенное развитие. Затем читается о пополнении армии, о мобилизации и об организации военного времени.
К лекциям об организации присовокупляется - военное законоведение и разбор уставов: дисциплинарного, военно-судного и о суде чести.
В заключение рассматривается в сжатом виде организация германского флота.
Иностранные языки. При изучении французского языка придерживаются военно-практического направления и в особенности стараются достичь умения правильно выражать мысли устно и письменно.
Изучение русского языка ограничивается начальным знанием русской грамоты, настолько, чтобы впоследствии можно было самостоятельно совершенствоваться в изучении этого языка. Умения кратко выражаться по-русски о предметах обыденной военной жизни должно при этом иметь в виду.
Военный стиль и письмоводство. Требуется умение составлять донесения, рапорты, письма, протоколы, списки и отчеты, установленные в роте и отдельной команде. Для упражнения приводятся примеры и даются для исполнения задачи.
На краткость, правильность и точность в выражениях, с соблюдением предписанных форм, должно быть обращено главное внимание учителя.
Знание военной службы. Изучаются служебные обязанности младшего офицера и обращается внимание на отдавание приказаний. Практикуется умение обучать и ставить вопросы.
Кавалеристы и артиллеристы знакомятся с инструкциями для верховой езды и с порядком в конюшне. Для них установлен особый курс по иппологии и ковке лошадей.
Остальные обучаются седловке, взнуздыванию, ковке, уходу за лошадью, с объяснением наиболее встречающихся у лошадей болезней.
Знание военной службы не входит в предмет экзаменов на производство в офицеры, так как это проверяется строевым начальством войсковых частей.
Артиллеристы изучают, кроме того, службу орудийного фейерверкера (Geschuetzfuehrer), а пионеры выполняют несложные полевые саперные работы.
Строевое обучение. Цель строевого обучения следующая:
1) укрепить привычку к стройности и дисциплину, а также прочное усвоение изученного службой в строю, поэтому часть времени употребляется на одиночное обучение;
2) практика командовать, объяснять и поправлять;
3) дополнение к элементарной тактике, причем ученики упражняются в командовании взводом.
Стрельба. Стрельбе должны предшествовать, кроме теории стрельбы, указанные в инструкции для стрельбы предварительные упражнения. Равно должна быть проделана вся служба на стрельбищах по отношению к обязанностям офицера и унтер-офицеров, заведующих стрельбой.
Сама стрельба обнимает:
1) стрельбу с прицельными патронами;
2) упражнения согласно инструкции для стрельбы;
3) упражнения в стрельбе из револьвера;
4) показную стрельбу (Belehrungs-Schiessen) для развития понятий о баллистике.
Боевая стрельба не проходится, но раз в течение курса юнкера присутствуют при боевой стрельбе войсковых частей.
Гимнастика, фехтование и плавание. По гимнастике ученики военных училищ проходят курс, применяясь к инструкции для военно-гимнастических заведений и сообразно роду оружия, к которому они принадлежат. Затем более способные подготовляются в учителя гимнастики.
Фехтованию (упражнения в рубке и уколе) обучаются все ученики училища, - пехотинцы обучаются, кроме того, фехтованию на штыках.
В плавании упражняются везде, где только обстоятельства это позволяют.
Верховая езда. Пехотинцы верховой езде обучаются настолько, чтобы могли на выезженной лошади держаться в уверенной, хорошей посадке и кратчайшим путем достигать намеченной цели.
Кавалеристы обучаются согласно установленным инструкциям о верховой езде.
Осмотры крепостей, технических заведений и проч. Для каждого военного училища определено число дней и те крепости, учебные поля и технические заведения, которые им предоставлено осмотреть.
2 дня в Шпандау (крепость и военно-технические заведения);
1 день в Берлине (пионерное учебное поле):
1 день в Ютеборге (артиллерийский полигон);
1 день в Шпандау (пехотная школа стрельбы).