Немножко о железяках. В свое время интересовался вопросом создания самоходных артустановок в СССР в 30-е годы, и очень было любопытно - почему тема, активно разрабатывавшаяся в то время, затем резко заглохла. При том что некоторые машины, как например СУ-5-1/2/3 или АТ-1 - при их доведении до ума - могли бы быть вполне неплохими образцами (тот же АТ-1 чуть ли не готовый аналог "Штуга" для своего времени)). Думалось что одной из причин были репрессии, в частности арест Сячинтова, после которого работы над САУ практически прекратились (по крайней мере я о них после 1937 не слышал). Впрочем, реальность как это часто бывает - оказалась проще и прозаичнее:
перед НГ на ВИФе наткнулся на ссылку на виртуальный музей Т-34 - и там попалась хорошая статья про разработку таноквых пушек перед войной. И немало про тот самый любимый мной АТ-1 - над машиной вполне себе продолжали работать и позже, а отказались от нее по совсем другим причинам:
"В виду того, что корпус машины АТ-1 отличен от корпуса Т-26, то в этом отношении удлинение корпуса существенным не является. Удлинение корпуса дает возможность отнести назад всю установку орудия вместе с прицелом. Считается возможным разрешить отнесение назад прицела для стрельбы с закрытых позиций.
в) На опытном образце и установочной партии оставить слева ПТК и справа упрощенный ПТК.
г) Расположение механизмов прицела и маховиков проверить на этом же опытном образце.
При невозможности получения удовлетворительного расположения маховиков и прицела, не мешающих водителю, разрешить в дальнейшем перенести водителя в правую сторону. Переделку механизмов и проверку их расположения закончить к 1-му Июня с.г.
д) Для того, чтобы к 1939 году были подготовлены серийные чертежи и производство машин АТ-1, Комиссия считает, что опытный образец машины в ее окончательном виде с серийной пушкой Л-10 должен быть изготовлен с железным корпусом не позднее 15-го Июля с.г.
Вертлюг для серийной системы Л-10 подается Кировским заводом не позднее 1-го Июля с.г.
2. При общей оценке машины АТ-1, Комиссия отмечает, что основным недостатком ее является отсутствие кругового обстрела, что в значительной степени снижает огневую ценность машины как артиллерийского танка.
Поэтому, наряду с доработкой машины АТ-1, должны вестись работы по установке на машину Т-26 башни от БТ-7 с 76 мм пушкой с круговым обстрелом.
3. Для установочной партии в количестве 3-х штук, разрешить заводу № 174 изготовить чертежи с расположением водителя справа."
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 880. Л. 92]
Забегая вперед, отметим, что в конце мая 1938 года руководство АБТУ РККА окончательно пришло к выводу о необходимости прекращения дальнейших работ по САУ АТ-1. В связи с этим, 1 июня 1938 года начальник АБТУ РККА Д.Г. Павлов и председатель Арткома АУ РККА В.Д. Грендаль направили начальнику генерального штаба РККА Б.М. Шапошникову письмо (исх. № 285414с) следующего содержания:
"Проверка опытного монтажа пушки Л-10 в машине АТ-1 показывает, что без капитальной переделки корпуса машины невозможно достигнуть удовлетворительного расположения водителя и артиллеристов.
Принимая во внимание, что машина АТ-1 из-за ограниченного сектора обстрела мало пригодна для совместного действия с танковыми частями, и может быть в основном использована только для стрельбы с закрытых позиций, прошу Вашего разрешения о прекращении опытных работ по машине АТ-1.
Дальнейшие опытные работы по арт.танку предлагается вести установкой на машине Т-26 башни с 76 мм пушкой от машины БТ-7 с круговыми обстрелами и возможно меньшими переделками штатной машины Т-26."
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 880. Л. 96] "
И если убрать технические моменты - то главное в следующем - концепции применения. Нам нужны были арттанки - для непосредственной поддержки танковых атак. И с началом работ над вооружением основных танков 76мм орудиями потребность в отдельном арттанке отпала как таковая. А вот концепции именно штурмового орудия не было, как у немцев:
"В 1935 полковник Эрих фон Манштейн направил генералу Беку начальнику Генштаба памятную записку с обоснованием необходимости создания сопровождающих батальонов (Begleitbatterien). В записке, "крёстный отцец" Sturmgeschutze, Манштейн, предложил создать штурмовую артиллерию, для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В записке говорилось: "Штурмовая артиллерия действует в качестве сопровождающей артиллерии в составе пехоты. Она не атакует как танк, не занимается прорывом, но она поддерживает продвижение пехоты уничтожая наиболее опасные цели посредством прямого огня. В отличие от танковых подразделений, она не действует большим количеством, а обычно применяется составе взвода. Взвод, или даже отдельное орудие, неожиданно появившись, расчищает путь пехоте, до того, как успеет стать мишенью для вражеской артиллерии. Орудие должно быть способно всего несколькими выстрелами выводить из строя вражеские пулемётные точки. Также, оно должно подбивать танки противника; в сравнении с которыми, орудие уступает в бронировании, но превосходит в обзоре и первом выстреле.""
Так, к слову, о некоторых увлечениях молодости )))))