В различных философских формациях философский дискурс структурируется по-разному. В античности - это философские школы, в средневековье - направления, с Нового времени - это философские дисциплины. В каждой последующей формации предыдущей тип структурации сохраняется, но не имеет определяющего значения, а ведущим становится новый тип.
В советской философии ведущим был дисциплинарный тип дифференциации: например, гносеологов против онтологов. В постсоветский период, с одной стороны, классификация философских наук, стала более дробной, что создало условия для более точного дисциплинарного самоопределения. Но, с другой стороны, сжатие рынка философских услуг привело к междисциплинарной миграции и принятию текущих дисциплинарных самоидентификаций. Например, прежде, ригидный представитель философии науки, считавший, что философия и есть только философия науки, легко позиционирует себя и социальным философом, и гносеологом, и кем придется, лишь бы это обеспечивало удержание достигнутого статуса. Поскольку с дисциплинарной традицией «мигрант» практически не знаком, то он философствует в данной дисциплине, будучи даже академиком, на уровне обыденного философского знания.
Кроме сознательного спутывания дисциплинарной идентичности наблюдается обесценивание принадлежности к определенной философской традиции (школе или направлению). Эти традиции амальгамируются, в результате чего по философскому продукту постфеноменолог может не отличаться от постмарксиста или постаналитического философа.
В настоящее время в целом предпочтительно выглядеть универсальным философом, не имеющим определенной философской идентичности, раскрывающей используемые ресурсы философствования. На это волне определяющим является субъектно-ориентированное философствование, удовлетворяющее производимым философским продуктом философские потребности определенных социальных субъектов. Поэтому намечается новый тип философской структурации - по авангардным направлениям, - который оформится через 20-30 лет.
На мой взгляд, такими авангардными направлениями (или тематическими областями) станут:
- гендерная философия;
- возрастная философия;
- этнофилософия (или национальная и т.п. философия), кропотливо эксплицирующая этнонациональные основания и стратегии философского мышления
- философия социокультурной медиации, т.е. рефлексии дифференциации и синтеза культур;
- философия новых реальностей, осваивающая данные эзотерики и религиозного опыта;
- антропологическое проектирование;
- философия политического действия и миротворческих практик;
- художественная философия, ориентированная на философскую реализацию в литературе и искусстве, дизайне, моде, т.е. на уровне массовых эстетических отношениях;
- философия проектирования новых сообществ, более конкурентноспособных и успешных по сравнению с прежними формами социальной самоорганизации.