"Восток - Запад" в генезисе европейской философии (по воззрениям Гегеля)

Dec 21, 2013 16:23

В лекциях по истории философии Гегель характеризует восточную философию как способную мыслить безмерное, а западную философию - как способную мыслить меру. Фалес описывается Гегелем, как снявший безмерное в чувственно-материальном, т.е. ограничивший безмерное. Таким образом, философия в точке ее зарождения описывается как восточно- западный феномен.
Далее оппозиция "Восток  Запад" остается для Гегеля значимой шкалой для характеристики рассматриваемых философских учений. Например, в отношении ионийской и италийской философии он пишет:  "Это географическое различие  проявляется в воплощении мысли следующим образом: у восточных философов доминирует чувственная, материальная сторона, а у западных преобладает, напротив, мысль, поскольку она становится принципом в форме мысли. Первые философы,  обращенные к востоку, познали абсолютное в реальном определении природы, тогда как в Италии мы видим идеальное определение абсолютного" (т. 1, с. 200-201).
Как только Гегель обнаруживает "безмерное" в учении, он усматривает в этом восточный момент мысли. Христианскую философию в целом определяет как восточную по происхождению.
В связи с этим при прочтении Гегегля возникает образ европейской философии как "восточно-западной" философии. Например, он указывает на малоазийское происхождение древнегреческой философии.
Таким образом, европейская философия оказывается по существу евразийской философией.  Поэтому возникает вопрос: что собственно европейского, западного в европейской философиии?? Поскольку Гегель акцентирует в западном мышлении момент единичности, индивидуальности, то возникновение западной философии "в собственном смысле слова" можно датировать номинализмом и ассоциировать с островной традицией. А континентальная философия так и остается евразийской философией.

Евразийство, О философии

Previous post Next post
Up