Рефлексия как отражение: случай основной метафоры

Jul 20, 2013 15:37

Хорошо известно, что термин «рефлексия» перенесен в XVII веке из физики в философию в рамках использования оптической метафоры. В математике и различных  естественных науках за рубежом термин «рефлексия» (англ. reflection, нем. reflexion) по-прежнему широко используется. В отечественной научной литературе слово «рефлексия» традиционно переводится как отражение в смысле обращения назад.
Устоявшееся философское понятие рефлексии сформировано ограничением объема общего понятия до рефлексии человеком своего разума (англ. «human self-reflection»). Редукция рефлексии к рефлексии разума обусловила деонтологизацию, гносеологизацию и субъективизацию понятия рефлексии. Предложенная Гегелем в «Науке логике» трактовка рефлексии как объективного процесса «взаимного отсвечивания противоположностей друг в друге» поддержку в философском сообществе в целом не получила.
Если исходить из трактовки рефлексии как отражения, то в «Эмпиримонизме» А.А. Богданова можно обнаружить множество описаний рефлексивных процессов, которые в совокупности составляют «богдановскую теорию отражения». Очевидно, что так называемая «ленинская теория отражения» является репликой на представления Богданова, подвергнутые критике в «Материализме и эмпириокритицизме».
Характеризуя отражение, Богданов настойчиво подчеркивает его опосредованный характер, определяющий нетождественность, несходство отражения и отображаемого. Приведя несколько примеров, он резюмирует: «Итак, между «отражаемым» и «отражением» при их строго функциональной зависимости возможно полнейшее качественное несходство. Такое несходство является скорее даже правилом, чем исключением. В нем нет ничего загадочного: мы знаем, что ближайшим образом «отражение» определяется именно отражающей средой, тем комплексом, в котором отражается данное явление, и уже в меньшей степени - этим «отражаемым» явлением»
Богданов настойчиво подчеркивает, что продукт отражения может быть совершенно несходен с объектом отражения, поскольку процесс отражения многократно опосредован и первоначальный образ изменяется, проходя через различные преломляющие среды. Поэтому отражение не всегда зеркально, а его содержание обусловлено средствами отражения. Ситуацию опосредованного отражения Богданов, в частности, иллюстрирует на примере социоморфизма идеологических отражений действительности. Атомизм, как пишет он, возник в античном мышлении тогда, когда в обществе развился индивидуализм. В данном случае модель мира в конкретном философском учении рассматривается как результат переноса на мир определенной общественной организации.
Богданов полагает, что все мышление специалиста организуется в формах, выработанных его специальностью. Профессиональное мировоззрение необходимо несет на себе отпечаток профессии. Поскольку же любое мировоззрение выработано людьми определенной профессии, то в присущем данному мировоззрению способу моделирования действительности можно угадать его профессиональное происхождение. Так, представление о «законах природы» имеет явно юридическое происхождение.
Следуя М. Мюллеру, Богданов считает, что рефлексия действительности осуществляется на основе мировоззренческой экстраполяции практического опыта посредством основной метафоры - обозначения действия стихийного тем же словом, что и действия человеческого. Данный подход к объяснению форм общественного познания вполне согласуется с представлениями Богданова о возникновении специализированных форм духовной деятельности из практики путем организации живого практического опыта.
Философия, как указывает он, всегда стремилась свя­зать в одну систему человеческий опыт, но она не всегда сознавала своей зави­симости от практики жизни. Богданов прослеживает обусловленность философских представлений различными типами общественной практики, но не указывает однозначно, какова метафора является основной в философии.
Имеющийся опыт демаркации мифологии показал, что для данного типа мировоззрения базовой является семейно-родственная (в частности, брачная) метафора. В мифологии мир рефлексируется в категориях семейно-родственных отношений. Учитывая этот факт, можно предполагать философия, религия и другие типы мировоззрений также являются рефлексиями мира в категориях конкретных типов общественных отношений. Действительно, искусство отображает мир в категориях эстетических отношений, религия - в категориях нравственных отношений и т.п. Каждое мировоззрение является формой социальной рефлексии, а его специфика определяется типом социальной практики, находящимся в его основе.
В отношении философии давно подмечена ее тесная связь с политическими отношениямиПо Гераклиту, отец всего сущего - война (polemos). Учитывая, что война - это одно из состояний политической жизни, можно предполагать, что основной политической метафорой древнегреческой философии (и, возможно, европейской философии в целом) является метафора войны, борьбы. Для русской философии основной политической метафорой является метафора мира: мир есть мир, поскольку, в конечном счете, в мире все сосуществует.
Таким образом, с учетом подхода А.А. Богданова типы мировоззрений должны быть представлены как отражения, опосредованные конкретными типами общественной практики, т.е. как формы социальной рефлексии. Философия с этой точки зрения является формой социальной рефлексии, в основе которой лежит политическая метафора.

О философии

Previous post Next post
Up