(no subject)

Jul 07, 2013 10:29

Просматривая политические тексты Розы Люксембург, обратил внимание, что при оценке текущего момента и предлагаемых мер, она часто обращается к историческому опыту революционного движения в Европе, замечаниям классиков марксизма. Такое равнение на прошлое, с одной стороны, в духе европейской традиции, ориентировавшейся на воспроизведение в современности событий античности или раннего христианства (своего рода "великое возвращение"). Но подход от прошлого разительно контрастирует с устремленностью в будущее и обсуждением соответствующих аналитических и коммуникативных процедур у Дьюи. В российской традиции постоянно рефлексировали о прошлом, а будущее практически не видели. Невидение будущего проявлялось по-разному. Это и "маниловщина", и утопическая фантастика, и чрезмерно краткосрочный горизонт планирования строительства коммунизма. (И немцы с тысячелетним рейхом окарались). Такое впечатление, что в России от будущего отворачиваются, сетуя на его непредсказуемость (особенно в политике), и пережевывают прошлое, которое все повторяется и повторяется... Элементы трезвой проработки личного будущего, разумеется, имеются. Но культура будущего так и не сформировалась. Как-будто завеса висит, и в ней кое-где прорехи. Возможно, шанс в том, чтобы видеть будущее в настоящем, взращивать его. Это уже почти по Чернышевскому. Чувстивтельным вопросом здесь является этический контроль.

Темпоральность, russia

Previous post Next post
Up