О различии понятий «национальная философия» и «этнофилософия»

Feb 08, 2012 06:32

В философском языке термины «национальная философия» и «этнофилософия» используются в историко-философском и философско-компаративистском контекстах. Эти понятия обычно употребляются интуитивно и не определяются.
Уточняя содержание данных понятий,
обратимся к сложившимся представлениям о нации и  этносе. Возникшие в Новое время нации понимаются как государственно организованные общности людей, осуществляющие воспроизводство человеческой жизни. Институт гражданского брака интегрирует нацию, обеспечивает ее целостность  и демографическую самодостаточность. Нация, как правило, полиэтнична, а этносы как исторические общности людей начали формироваться еще в первобытности.
Этнофилософия (например, «философия банту») есть концептуализация философских представлений этноса (племени, народа). Именно такой концептуализацией философских представлений племени ионийцев стала ионийская философия.
Этнос объективно существует как этносоциальный организм, отличающийся своеобразным способом освоения мира и находящийся в определенном отношении к нему. Ввиду это и возможен, скажем, английский эмпиризм как исторически конкретная этнофилософия.
Базовая сегодня концепция нации-государства позволяет определить национальную философию как философию, официально признанную нацией-государством. Официальное признание может выражаться в использовании философии в качестве мировоззренческой основы государственной политики, а также в качестве дидактической составляющей «школьной философии» - курсов философии в государственных учреждениях общего и высшего образования.
Таким образом, национальная философия - это явление, возникшее не ранее образования наций-государств. Наиболее влиятельная этнофилософия может получить официальное признание нации-государства. Но на примере марксизма-ленинизма можно видеть, что национальная философия может быть результатом заимствования и последующей адаптации.

этнофилософия

Previous post Next post
Up