http://diagramma.pro/umnaya-politika-i-sberezhenie-russkogo-mira-chast-1/ Умная политика и сбережение русского мира: часть 1
Что происходит сегодня с русским миром? Каковы последствия украинских событий? Возвращается ли Россия на международную арену как перворазрядная держава? Об этих и других вопросах мы беседуем с известным политическим экспертом, доктором философских наук, государственным советником 3-го класса Валерием Николаевичем Расторгуевым.
- Здравствуйте, Валерий Николаевич! В прошедшие мартовские дни мы стали свидетелями эпохального события - воссоединения Тавриды с Россией. Наши правящие элиты, как кажется, берут на себя миссию собирания русских земель. Вместе с тем, самое сердце русского мира - я говорю о Киеве - сейчас находится под началом самозваных украинских властей. Как оценивать произошедшие события? Что ожидает русский мир?
- В вашем вопросе, чрезвычайно интересном, но слишком многослойном, чтобы дать сколько-нибудь полный ответ, есть ключевые слова - русский мир и миссия России. Мало кто может раскрыть их смысл слёту, для этого должен быть полёт. А для полёта у человека должны быть крылья. Эти крылья - любовь к России, именно она, любовь, воистину окрыляет, особенно, когда речь заходит о русском мире, обо всех, кто любит Россию и верит в её будущее. Но для полёта нужны не только крылья, но и опора - вера, соборная вера. Как сказал один из моих любимых авторов, к которому часто обращаюсь, святитель Николай Сербский, «как птица, попав в безвоздушное пространство, тотчас устремит свой полёт прочь, назад, так и ты отвратись и беги от собрания неверующих, ибо среди них ты не сможешь удержаться на крыльях, но падёшь».
Ну, а теперь по существу вопроса - о глубинном смысле самого понятия «русский мир». Недавно, 14 марта, Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к пастве после литургии в день своей хиротонии в храме Христа Спасителя, дал очень точное определение. Когда мы произносим слова «русский мир», то имеем в виду, по словам Предстоятеля, «великую русскую цивилизацию, вышедшую из Киевской купели Крещения и распространившейся на огромные просторы Евразии». Лучше не скажешь. Не думаю, что и Россией можно называть то, что от неё оставили после беловежского сговора, разделившего единый народ границами. Огромная беда заключена и в самих этих противоестественных границах, прочерченных по живому, как будто процарапанных когтями зверя. Но ещё бóльшая беда - границы сугубо политические, возведённые жадными посредниками, вставшими между народами. Эту роль посредников между частями единого прежде народа, создавшего великую Православную цивилизацию, взяли на себя новоявленные элиты, в интересах которых и произошло разделение. Разделяй и властвуй - вот и весь принцип олигархического правления как в России, так и на Украине. Такое разделение устраивало всех, кроме самого народа, - и нуворишей, приватизировавших и перепродающих чужое, и местных чиновников, ставших в одночасье руководителями государств или людьми «при дворе», и западных «партнёров», для которых разделённая и потому ослабленная Россия и, главное, поверженная Православная цивилизация - мечта, сбывающаяся на глазах.
Надо ли сегодня кому-то объяснять, почему значительная часть граждан Украины, где ограбление народа достигло апогея, смотрела на Майдан с робкой надеждой на то, что бунт приведёт к освобождению от власти кучки местных олигархов? Надо ли говорить о том, чем обернулось кровавое восстание, которое оседлали откровенные нацисты, убеждённые русофобы и всё те же воры? Стоит ли долго доказывать, что именно радикальный национализм, замешанный на особой идеологии нацизма, и сыграл роль «огнетушителя» социального недовольства на Украине? И последнее - разве не привели нацисты во власть всё ту же кучку жадных банкиров и приватизаторов? Именно они, сторонники глобальной власти и потому главные гонители Православной цивилизации, говорят сегодня о неизбежной войне с Россией, разжигают русофобию, призывают открыто, не прячась, убивать русских, «расстреливать кацапов из атомного оружия», стереть саму Россию с лица Земли, как выразилась выпущенная из тюрьмы Юлия Тимошенко, кандидат в президенты...
И несколько слов о миссии России, которая выше всех стратегий и проектов, ибо не зависит от текущего времени и даже самой эпохи. Эта миссия - сбережение нашей цивилизации, русского мира, а также всех народов, считающих Россию своим отечеством. Как говорил великий мыслитель - Николай Яковлевич Данилевский, государство - это скорлупа ореха, которая и предназначена, чтобы сберечь ядро - цивилизацию, то есть, прежде всего, веру отцов и общий язык, позволяющий разноязыким народам понимать друг друга. Сегодня такое понимание миссии России возвращается в государственную политику, во много благодаря позиции лидера страны. Так уж устроена Россия, что многое в ней определяется волей правителей. Владимир Путин в последние годы всё чаще говорит о России как о стране-цивилизации. А теперь уже и не только говорит, а и действует. Понятно, что государство-цивилизация - это не РФ в её нынешних границах: цивилизацию не строят за несколько десятилетий, её временные рамки - тысячелетия… Президент, конечно, не может не видеть этого, но не может и прямо ставить задачу такого масштаба - она выходит за пределы его полномочий. Кто же может и обязан называть вещи своими именами? Сами граждане разделённого против их воли мира, политики разного уровня и депутаты, прежде всего, а также аналитики, само собой. Поэтому я и делаю вывод о том, что миссия России была и остаётся той же, как и столетия назад - это действительно собирание земель, но не как самоцель, а как высший смысл государственного служения - во имя цивилизационного единства.
На кого Президент опирается и может опираться?
Ответ может быть только один - на основную часть населения, о чём свидетельствует растущий показатель поддержки его политики. К сожалению, большинство граждан России плохо организовано, что делает эту поддержку не всегда очевидной и надёжной. В политической науке одно из самых известных определений демократии звучит предельно цинично: демократия - это власть хорошо организованного меньшинства над плохо организованным большинством. Причин безвластия и пассивности большинства в России много. Это и слабость гражданского общества, которое с трудом восстанавливает традиционные формы самоуправления после однопартийной и богоборческой диктатуры, и рыхлость, а то и несостоятельность недавно возникших политических партий, и тот факт, что религиозные общины, которые веками и служили опорой в защите Православной цивилизации, только оживают, осознают свою силу и потенциал. К тому же, именно здесь возможности Церкви ограничены: во-первых, современная Россия - государство светское, а во-вторых, Церковь и не должна «сливаться» с государством и текущей политикой, ибо защищает не преходящее, а вечное. Но эта позиция требует уточнения.
Полезно вспомнить в этой связи слова Предстоятеля, произнесённые им на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, которые прошли в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Процитирую дословно: «Церковь и государство - разные установления, перед которыми стоят разные задачи. Церковь заботится о вечном спасении людей, государство - о благоустроении их земной жизни. Но есть области, в которых наша деятельность пересекается. Церковь ищет не только вечного, но и временного блага людей; для той же цели - прочного, долговременного блага - существует и государство. Сообразуясь с естественными нравственными нормами, государство не делается религиозным. Оно делается благоразумным попечителем об общем благе».
Совершенно иной и непростой вопрос - может ли Президент опираться на элитарные группы, возникшие после крушения СССР? Выскажу своё мнение. Не думаю, что именно псевдо-национальные, а точнее, компрадорские элиты могли стать и стали ныне двигателем интеграции народов. Интересы тех, кто выкачивает ресурсы и хранит добычу в офшорах, вряд ли совпадают с национальными, поскольку они неустойчивы и разнонаправлены: где прибыль, там и интересы. Но Россия так уж устроена, что при всех изменениях, в том числе кардинальных, в той или иной форме сохранялась сверхцентрализация государственной власти. И причина - не в рабской психологии русских, как полагал Маркс и как считают наши антимарксисты-либералы, а совершенно в другом. Это другое - бескрайняя территория, доставшаяся от предков и многоцветье этносов, во многих поколениях считающих Россию своей родиной по той простой причине, что именно «железная скорлупа» Российской державы позволила им сохранить своё культурное своеобразие, жизнь и даже свою веру. Не все же народы России - православные, но все они защищены покровом общей цивилизации, где каждому этносу есть достойное место.
- Валерий Николаевич, можно ли считать реинтеграцию Крыма результатом целенаправленного, долгое время вынашивавшегося плана? Или это случайный «подарок судьбы»?
- Здесь поставлено два разных вопроса, без ответа на которые нам не разобраться. Первый - существовал ли такой хитроумный план вообще, а второй - что мы вкладываем в понятие судьбы, если речь идёт о России и русском мире в целом. Мало кто сомневается в том, что с давних времён - не одно столетие! - план войны с Россией и её порабощения существовал, а активно реализовывался после раздела страны, больше двух десятилетий. Его главная направленность - превращение отделённой Украины в страну, враждебную России и населённую русофобами, причём созданными искусственно, в результате «перевоспитания» нации. Самое интересное в том, что этот план никто никогда не скрывал, как и его главную цель - любой ценой уничтожить или хотя бы ослабить Православную цивилизацию. Именно по этой причине, чем сильнее становилось религиозное возрождение в России и на Украине, тем активнее велась раскольническая работа среди верующих. Думаю, второй Майдан возник не случайно: власть украинских олигархов и дикое социальное расслоение, помноженное на экономический крах (воровать - не строить), настолько раздражала обнищавших граждан, что красный бунт назревал. В таких случаях приходится менять одних политиков-марионеток, потерявших вотум народного доверия, на других, которых и должна поставлять своя же, заранее подготовленная «оппозиция». Так было и в Грузии, где верхушку (не олигархов, конечно) пришлось менять уже трижды, причём дважды - насильственным, революционным методом. Так было и во всех, ныне разрушенных после «гуманитарных миссий» США и разделённых странах, где до сих пор продолжается или тлеет гражданская война, где сохраняется ксенофобия среди братских этносов. Воистину, нет ничего нового на свете …
Если никто не сомневается существовании такого плана, то почему мы должны сомневаться в том, что о его существовании - вплоть до деталей - знало руководство России? Только потому, что лидер России и военные ничего не говорили публично о скрытых сценариях? А если руководство знало о происходящем, то, естественно, оно тщательно прогнозировало и планировало ответные меры. Не терять же в такой игре сразу и всё - и военные базы, и саму безопасность государства, под носом у которого того гляди возникнет военная инфраструктура НАТО. А главное, разве смогла бы Россия не реагировать на русофобию, которая легко превращается в открытый геноцид - культурный, который уже давно стал политикой Украины, и физический, связанный с изгнанием и истреблением, когда к власти пришли нацисты? Поэтому и ответ, по-моему, однозначен: и сценарный план защиты интересов России был, и подготовка к плану была, что и сделало объединение с Крымом быстрым. А правильнее сказать, молниеносным и бескровным. А то, что военная машина России «висит» над Украиной - это не война, а великое благо, которое называют в последние годы «принуждением к миру». Только эта угроза неотвратимого и персонального, точечного наказания оголтелых врагов спасает основную массу граждан Украины - и великороссов, и этнических украинцев от резни. Как организуются и провоцируются этнические чистки - знают сегодня все: уроки Югославии и Южной Осетии не прошли даром.
И последнее по этому вопросу: что важнее - план или судьба народа? Конечно, судьба, но если под ней понимать и миссию, о которой мы говорили, и Божий Промысел. Как сказано в Евангелии, «и волос с головы не упадёт без воли Отца вашего Небесного». С Божьей помощью победим и ныне - и великороссы, и украинцы, и все, кто принадлежит к нашей общей цивилизации.
- Валерий Николаевич, в своей «крымской» речи 18 марта Президент Путин говорил о «русском мире», «цивилизационной основе», Православии, о русских как «самом большом разделённом народе в мире»… Признаться, непривычно слышать от наших высших чинов столь отчётливое обращение «к истокам» и русской теме. Что это - действительный мировоззренческий поворот, или некое ситуационное, временное и вынужденное явление?
- Думаю, и то, и другое - и мировоззренческий поворот, и вынужденное явление. Есть такая присказка в нашем языке «Нет худа без добра». Думаю, она подходит к данному случаю. Важно и то, конечно, что высшие руководители нашей страны - так уж случилось - люди верующие и воцерковлённые. Была бы моя воля, я закрепил бы это требование законодательно, в том числе и в Конституции, как это сделано во многих странах, чтобы к власти снова не пришли враги и гонители Матери-Церкви. Но противодействие такому повороту столь мощное, что и мечтать об этом, видимо, рано, тем более на фоне антирелигиозной политики в Евросоюзе, которая на глазах разрушает фундаментальные основы Западно-Христианской цивилизации. Ещё никогда в истории все мыслимые и немыслимые пороки, враждебные вероучению, не насаждались столь интенсивно на законодательном уровне. Впрочем, именно на этом угрожающем фоне миссия России становится всё очевиднее и для всех.