Как Минск решает проблемы с экспортом нефтепродуктов. NAVINY.BY

Oct 01, 2019 01:35


Минск решает проблемы с экспортом нефтепродуктов как обычно - при помощи громких эпатажных заявлений. То есть нетрадиционно (для нефтебизнеса). Так, на прошлой неделе было достаточно громкое заявление о том, что нефтепродукты на Балтике из Беларуси в 2020-м году пойдут увеличенным объёмом через Клайпеду, а перевалка в Латвии и Эстонии снизится. Выясняется, что эта "мощная операция" затронет лишь 10% от общего объёма. Из 6 млн.тн экспорта нефтепродуктов в следующем году не 1,4, а целых 2 млн.тн будут экспортированы через Клайпеду. Наверно это существенно для прибыли тамошних фирм.
Но, в целом и для Беларуси, это неинтересная информация. Значительно более интересна была бы инфа о стоимости всего транзита нефтепродуктов (от НПЗ и до покупателя, обязательно включая стоимость услуг БНК и БЖД) по каждой из прибалтийских республик. Вот это была бы действительно ценная информация, особенно с разбивкой на звенья (ж.д, перевалка, поставка танкером, услуги БНК и прочих посредников раздельно). А сказануть туманно про какую-то тарифную политику - это лиишь подозрения вызывает.

Не без помощи Лукашенко. Как Минск решает проблемы с экспортом нефтепродуктов. Беларусь восстановила объемы поставок нефтепродуктов и по итогам года планирует выйти на 11 млн тонн. 30.09.2019, NAVINY.BY

Этот год выдался насыщенным для ведущего национального экспортера нефтепродуктов. Белорусская нефтяная компания работала в условиях инцидента с грязной нефтью и переформатирования топливного рынка в Украине. Не обошлось и без вмешательства главы государства.


Беларусь восстановила поставки нефтепродуктов после падения во втором квартале этого года, рассказал на недавней международной нефтяной конференции заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) Сергей Гриб. Из-за инцидента с грязной нефтью Беларусь была вынуждена на некоторое время остановить поставки нефтепродуктов. В апреле-июне объемы снизились. С июля они начали восстанавливаться.

По итогам этого года БНК планирует сохранить объемы экспорта нефтепродуктов на прошлогоднем уровне - 11 млн тонн.

Литовские порты становятся интереснее

Через порты в этом году, по предварительным оценкам, будет поставлено более 6 млн тонн нефтепродуктов. Через Литву уйдет 1,4 млн тонн, через Латвию и Эстонию - 4,6 млн тонн.

В следующем году картина поменяется. До 4 млн тонн уменьшаться поставки через порты Латвии и Эстонии, до 2 млн тонн увеличатся поставки через Литву.

«В следующем году мы планируем нарастить поставки через литовские порты. Соответственно, объемы поставок в направлении Латвии и Эстонии немного уменьшаться. В первую очередь это связано с тарифной политикой прибалтийских портов. Активная позиция Литвы позволяет нам решать вопросы, связанные с тем, чтобы направление Литвы было интересно для Беларуси по объемам транзита», - сообщил Сергей Гриб.

Украинское переформатирование

Одним из основных направлений для сбыта белорусских нефтепродуктов остается Украина (31% всего экспорта). Сейчас там наблюдается переформатирование рынка.

Украинское правительство ввело специальные пошлины (3,75-4%) на российское дизельное топливо, поставляемое трубопроводным транспортом. Из-за этого в августе по сравнению с июлем импорт дизтоплива из России в Украину, по данным ценового агентства Argus Media, уменьшился почти в пять раз - до 63,1 тысячи тонн.

Ранее около половины всего дизтоплива шло в Украину по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс», который через аффилированные структуры контролируют украинский политик Виктор Медведчук и белорусский бизнесмен Николай Воробей.

А вот объемы ввоза дизтоплива из Беларуси в августе выросли сразу на 29% - до 301,6 тысячи тонн. Это максимальный объем отгрузок белорусского продукта с 2014 года. Поставки белорусского топлива выросли на фоне введения пошлины на импорт российского продукта, поступающего по нефтепродуктопроводу, отмечено в обзоре Argus Media.

Во время встречи с украинскими журналистами Александр Лукашенко рассказал, как по просьбе его коллеги Владимира Зеленского перенес плановый ремонт Мозырского НПЗ, чтобы помочь с поставками топлива.

«Мы отнесли ремонт на окончание уборочной кампании в Украине и поставили сразу примерно на 40% больше топлива. Мы всё сделали, чтобы Украине помочь», - рассказал глава Беларуси.

В Украину - по трубе?

Недавно БНК сделала пробную прокачку 8 тысяч тонн дизельного топлива по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс». В компании прокачку по трубе назвали одним из дополнительных альтернативных способов поставок, который может задействовать Беларусь.

«Мы в свое время дизельное топливо поставляли по реке. Также мы его поставляем автотранспортом, железной дорогой. Это еще один из вариантов поставки нефтепродуктов в Украину. Мы этот канал протестировали, возможность поставки есть, она осуществлена. Необходимо проводить переговоры по дальнейшим условиям работы этого канала для поставки с Мозырского НПЗ», - рассказал Сергей Гриб.

По итогам сентября БНК планирует поставить в Украину порядка 250 тысяч тонн дизельного топлива. Октябрьские объемы станут известны после того, как в Беларуси определяться с балансами по внутреннему рынку и экспорту.

«У нас не возникает вопросов, что нам делать с Украиной. У нас есть гарантированные объемы и стабильные каналы поставок. Но сейчас ситуация нестандартная. Рынок начинает переформатироваться под новые условия работы. Насколько эти условия будут долгосрочные, а поставки из других источников - гарантированные, это вопрос рынка. <…> Все будет зависеть от того, отменят пошлину или нет, кто будет платить экспортную пошлину - покупатель либо поставщик», - отметил заместитель гендиректора БНК.

Региональная ответственность

БНК намерена соблюдать контрактные обязательства, несмотря на возможные сложности.

«Беларусь отвечает уже не только за обеспечение внутреннего рынка, мы в полной мере понимаем свою ответственность как надежного регионального поставщика нефтепродуктов. Работаем со всей цепочкой. Это и поставка нефти на нефтеперерабатывающие заводы, и соблюдение контрактных обязательств Белорусской нефтяной компанией», - отметил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.


транзит, ж.д, финансы, нефтепродукты, экспорт, Латвия, кадры, Эстония, РБ, бизнес, Летува, перевалка

Previous post Next post
Up