Я далёк от желания описывать внутрироссийские интриги и противостояния. Но не могу не отметить того, что отношение главного руководства РФ к топ-менеджменту ПАО "Транснефть", особенно по факту случившегося с нефтепроводом "Дружба", вызывает немалое удивление. И не только у меня, но и внутри России. Причем, на мой взгляд, совершенно обоснованно. Уж ежели Владимир Путин в недавнем интервью FT заявляет, что частные вопросы не идут в сравнение с делом межгосударственных отношений, отвечая на вопрос о Скрипалях, то почему в случае Токарева и его заединщиков всё совершенно иначе?
И на Токарева бывает проруха. Александр Куликов, 2019-07-01, The Moscow Post
Почему за скандалы с грязной нефтью должен отвечать глава «Транснефти» Токарев, а расплачивается вся Россия.
Наша песня хороша - начинай сначала!
Как говорится, рыба тухнет с головы. Чиновники «химичат», а теряет вся Россия, расплачиваясь своей репутацией и миллиардами долларов ущерба. Знакомо, не правда ли? Президент «Транснефти» Николай Токарев и его окружение «кормятся» за счет нефтепровода «Дружба», придумав и осуществив десятки схем для теневого заработка. Из-за махинаций начальства «Транснефть» постоянно звучит в скандалах, которые подрывают международный имидж России как поставщика энергоресурсов и, понятное дело, стоят россиянам миллиарды рублей.
Так, 28 июня Bloomberg сообщил, что «Транснефть» выплатит «Казтрансойлу» компенсацию в размере 76 миллионов долларов за попытку продать некондиционную нефть.
Громко прогремевший апреле скандал, когда в нефтепроводе «Дружба» обнаружили грязную нефть на 1,6 миллиарда долларов - только один из примеров, как Токарев & Co зарабатывают за счет государства.
Не успели выдохнуть после апрельского скандала, когда поляки и белорусы обнаружили в нефтепроводе «Дружба» 3 миллиона тонн загрязненной нефти, как все повторяется снова. 19 июня на польском участке нефтепровода «Дружба» снова обнаружили грязную нефть. Сотрудники приемно-пропускного пункта «Адамово-Застава» (Польша, Подляшское воеводство) обнаружили, что в нефти зашкаливают показатели концентрации хлорорганических соединений. Если в России норма - это 10 ppm (частиц на миллион), то на польском участке пробы показали «передоз» на уровне 60 ppm.
К слову, Россия будет еще долго расплачиваться за апрельский скандал, когда передозировка хлорорганики превратила в некондиционный продукт объемы нефти на 1, 6 миллиарда долларов. Попытка обмануть, продав некондиционную нефть, срыв действующих контрактов, затраты на компенсацию и выкачку нефти назад - все эпизоды этой истории подрывают международный имидж России.
Джентльмены неудачи
Один из героев «Джентльменов удачи» Василий Алибабаевич сел в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой. Понятно, что у такой фигуры как президент «Транснефти» Николай Токарев, возможности гораздо больше, поэтому объемы махинаций вращаются на уровне миллиардов рублей. А значит, история с грязной нефтью будет повторяться снова и снова, потому что подмешивать в чистое сырье всякую дрянь - один из источников нелегального заработка для Токарева и других топ-менеджеров.
Все очень просто - нефтяники сдают нефть компании Токарева. Сам Токарев организовал целый синдикат частных НПЗ, кормящихся вокруг «Транснефти». Поэтому сырьё изымается из трубы и перекидывается на сотни мини-заводов, где из нефти извлекаются легкие фракции, а назад в трубу сливаются отходы перегонки и нефтехимической обработки, посторонние примеси и растворители.
Понятно, что после нефтехимической обработки в нефти остаются дихлорэтан и другие посторонние вещества. Вот почему поляки, белорусы и казахи в апреле вдруг обнаружили, что Токарев под видом нефти поставил им «отравленное» сырье.
А ведь пост президента «Транснефти» дает еще массу возможностей для теневого заработка, кроме как разбавлять нефть:
- постоянно требовать повысить тариф за прокачку по «Дружбе»;
- самовольно устанавливать нормативы на «усушку и утруску» во время прокачки;
- безвозмездно изымать из нефтепровода остатки нефти и нефтепродуктов «в свой карман» (а это до миллиона тонн ежегодно). Поэтому скандал с разбавленной нефтью - это всего лишь вершина одного из айсбергов под названием «теневой заработок Николая Токарева и его соратников».
Опасная безнаказанность
Но главная опасность для национальных интересов России заключается в том, что за скандал, нанесший колоссальный экономический и имиджевый ущерб, никто так и не ответил. А безнаказанность, как известно, порождает только безнаказанность.
Да, президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что личности виновников установлены. Как известно, двое из них объявлены в международный розыск, а четыре человека задержаны. Речь о руководителях частных компаний, сотрудничающих с «Транснефтью». Светлана Балабай, Сергей Баландин, Владимир Жоголев и Рустам Хуснутдинов обвиняются в несанкционированном вмешательстве в работу нефтепровода. С учетом того, что самовольное подключение осуществляла группа лиц да по предварительному сговору, подозреваемым светит по УК РФ до шести лет тюрьмы. А пока они находятся под стражей, так как Самарский районный суд 7 мая постановил арестовать всех четверых. Еще двое - Роман Трушев и Роман Ружечко - подались в бега, они объявлены в международный розыск и арестованы заочно.
А в начале июня список обвиняемых увеличился. Самарский районный суд постановил отравить под домашний арест четырех сотрудников «Транснефть-Дружба» (дочерней компании «Транснефти») Романа Гладкова, Владимира Матюхина, Дмитрия Никишова и Романа Якушева.
Первую порцию подозреваемых обвиняют в том, что они подключились к нефтепроводу и откачивали нефть. А в апреле, чтобы скрыть хищения, закачали через узел учета в районе села Николаевка Волжского района Самарской области в нефтепровод грязную нефть с «передозировкой» хлорорганики, которую и «поймали» в апреле поляки, белорусы, казахи etc. А вторая группа обвиняемых - это сотрудники «Транснефть-Дружба», которые, по версии следствия, помогали частникам в их темных делах.
Операция «стрелочники»
Понятно, что история о «стрелочниках», которых назначили «без вины виноватыми» - полностью в интересах руководства «Транснефти».Потому как реальные факты опровергают выгодную для Токарева версию.
Судите сами. Преступная гидра якобы обезглавлена. Обвиняемые либо в СИЗО, либо под домашним арестом. Но откуда тогда в новой партии нефти, которую поймали на пункте «Адамово-Застава», снова передозировка продуктов хлорорганики? Получается две версии. Фантастическая - частные предприниматели вместе с инженерами «Транснефть-Дружба» представляют собой настоящую мафию, поэтому руководят преступными операциями даже из-за решетки. И реалистическая - под арест отправили обычных «стрелочников», а на самом деле привлекать к ответу нужно абсолютно других личностей.
И одна из этих личностей на встрече с Путиным проговорилась прямым текстом. Токарев пообещал, что выравнивать уровень нефти в ЗАО «Транснефть» будут путем компаундинга, т.е. смешивания нефти разных сортов.
Компаундинг мой - враг мой
Как уже говорилось, обнаруженный в апреле в «Дружбе» дихлорэтан - это уже продукт химической обработки нефти. Если бы речь шла о добываемой нефти, то никакого дихлорэтана там не могло появиться в принципе, потому что первичная обработка не предполагает никаких химических изменений. Проще говоря, никакого дихлорэтана в природной нефти нет и быть не может - это означает, что с нефтью проводили химические реакции. А кто и зачем - давайте спросим у господина Токарева.
Да, Токарев и компания годами проделывали этот фокус, но, как говорится, и на старуху бывает проруха.
И теперь слова про компаундинг на встрече с президентом нужны главе «Транснефти», чтобы подстраховать себя на будущее. Ведь, как мы видим на примере случая на «Адамово-Застава», скандалы из-за загрязненной нефти будут повторяться вновь и вновь.
Не глава госкомпании, а прямо воротила преступного мира. Самый настоящий «Дед Хасан» из нефтегаза, который тоже был мастером придумывать преступные схемы. Кстати, самого Николая Токарева в «Транснефти» за глаза так и зовут - Дед.
Ищем нефтагазовые таланты
Цепочка постоянных ЧП показывает, что в хозяйстве Токарева слишком много пробоин. Причем, проблема решается просто - надо делать кадровые выводы. Если во главе преступной пирамиды стоит сам Токарев - тогда им должны заняться СК и другие правоохранители. Если же президенту «Транснефти» удастся доказать, будто он и другие топ-менеджеры просто были не в курсе, что у них годами творится настолько системный бардак, тогда Токарева и его подельников тоже надо гнать поганой метлой - за профнепригодность и некомпетентность. В общем, защита интересов государства - дело рук самого государства. И пока российское государство не возьмется защищать свои интересы, Россия так и будет расплачиваться миллиардами долларов и международным престижем за махинации нефтегазовых «талантов». Ведь очевидно, что топ-менеджмент «Транснефти» решать проблему точно не будет.
О создании банка качества нефти разговоры идут уже который год, но воз и ныне там. Есть вариант решения проблемы в виде ежедневного контроля качества нефти, идущей по нефтепроводу. И хотя отвечает за качество продукции именно «Транснефть» и больше никто другой, Токарев и компания и здесь решили заработать. Его заместитель Сергей Андронов потребовал от Федеральной антимонопольной службы заложить затраты на ежедневный забор проб в тариф на прокачку нефти по «Дружбе». До апрельского скандала с непригодной нефтью в «Дружбе» нефть проверяли на хлорорганику раз в 10 дней. В общем, ребята наломали дров - и теперь требуют еще и выписать им за это премию.
Итак, в сухом остатке, никто никаких оргвыводов по итогам громкого скандала не сделал. А значит, Россия будет раз за разом наступать на все те же грабли, расплачиваясь своими имиджем и деньгами.
Скандал с «грязной нефтью» языком цифр. Не слишком ли дорого?
- 3 млн. тонн - общий объем некондиционной нефти, поставленной через нефтепровод «Дружба» и порт Усть-Луга;
- 6-8 месяцев - столько времени потребуется на очистку нефтепровода «Дружба» от загрязненной нефти;
- 1,6 млрд. долларов - стоимость грязной нефти, которую Польша и Беларусь вытесняют обратно на территорию РФ;
- 620 тыс. тонн - столько загрязненной нефти еще остается в нефтепроводах Белоруссии.
Наконец, во сколько миллиардов долларов оценить потери для имиджа России как страны-поставщика нефти и нефтепродуктов?