“Ъ”: «Процесс вытеснения начался». Интервью Сергея Андронова, вице-президента «Транснефти»

May 30, 2019 13:41


Пожалуй впервые с начала кризиса, связанного с загрязнением магистрального нефтепровода "Дружба" хлорорганическими соединениями, топ-менеджмент ПАО "Транснефть" дает развернуюую трактовку ситуации.
Обращает на себя внимание занижение общего кол-ва испорченной нефти (3 млн.тн) даже в сравнении с цифрами, приведенными “Ъ” в сегодняшней же аналитической статье, иконографика из которой дана внизу. Это уже 4,3 млн.тн. А эта цифра не учитывает ещё порядка 400 тыс.тн. переработанных в Беларуси Мозырским НПЗ "от безысходности" - дабы не обсохнуть и не сорвать посевную кампанию в стране, т.к. иных источников нефти, помимо южного коридора "Дружбы", у этого предприятия нет.
Второй момент, бросившийся в глаза, это то, что Андронов отрицает план реверсной прокачки из Польши. Тогда как ранее звучало, что оттуда планируется эвакуировать около 250 тыс.тн некондиции ( Россия прокачает из Беларуси порядка 1 млн.тн "грязной" нефти, с территории Польши - в 4 раза меньше).
Третий нюанс, это вопрос о компенсации убытков. Андронов выразился предельно туманно, сославшись на некое предложение "Транснефти". От которого пострадавшие всё-таки могут отказаться, но тогда их дорога будет направлена прямиком в суд. Со слов вице-президента ПАО "Транснефть". Привыкшие решать вопросы миром иностранные контрагенты, безусловно, уже, надо думать, озадачены такой ультимативностью речей отв.сотрудника "виновника торжества".

«Процесс вытеснения начался». Сергей Андронов, вице-президент «Транснефти». Газета "Коммерсантъ" №92 от 30.05.2019

Где находится сейчас загрязненная хлорорганикой нефть, о сроках возобновления работы трубопровода «Дружба» и вариантах компенсации потерь покупателям “Ъ” рассказал вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов.

- По текущим оценкам, сколько всего ушло загрязненной нефти в дальнее зарубежье?

- Общий объем некондиционной нефти, поставленной по нефтепроводной системе «Дружба» и через порт Усть-Луга, составил порядка 3 млн тонн.

- Где и как будет размещена загрязненная нефть, которая вернется в Россию?

- Нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений (ХОС) будет размещаться в свободных емкостях резервуарных парков дочерних обществ ПАО «Транснефть» с учетом планов поставки нефти, в соответствии с договорными обязательствами перед грузоотправителями, а также с учетом безопасности технологического процесса при транспортировке.

- Сколько будет стоить хранение в странах, где нефть останется?

- Стоимость услуги хранения в магистральных трубопроводных системах сопредельных государств будет определена после окончательного уточнения объемов нефти с повышенным содержанием ХОС, а также предполагаемых сроков. Это зависит в том числе от срока восстановления нормального режима работы магистральных нефтепроводов с момента начала поступления кондиционной нефти на территории данных государств.

- Какой объем нефти вернется?

- Общий объем вытеснения нефти с территории Белоруссии в Россию составляет суммарно 1,328 млн тонн. Он включает нефть в системе магистральных нефтепроводов белорусских компаний ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (868 тыс. тонн) и ОАО «Полоцктранснефть Дружба» (460 тыс. тонн). Процесс вытеснения начался 24 мая. В соответствии с утвержденной «дорожной картой» кондиционная нефть должна поступить на территорию Польши через пункт приема (ПСП) «Адамова Застава» 10 июня. Вытеснение с территории Польши планом не предусматривается.

- А что произойдет с нефтью в Польше?

- Нефть с превышением показателя по содержанию ХОС, поставленная через Белоруссию на территорию Польши в соответствии с маршрутными поручениями и принятая польскими операторами по актам приема-сдачи, размещена в трубопроводной системе страны. Приведение нефти до уровня кондиционной, по нашему мнению, возможно при ее локализации в свободных резервуарных парках с последующим смешиванием с потоками чистой нефти, поступающей как с моря (порт Гданьск), так и по нефтепроводной системе «Дружба». Общий объем нефти, поставленной через ПСП «Адамова Застава» в Польшу и Германию, составляет ориентировочно 690,5 тыс. тонн.

- Готовы ли трейдеры и потребители ее покупать, с каким дисконтом?

- Данный вопрос не входит в компетенцию компании, так как нефть, транспортируемая по системе магистральных нефтепроводов, не принадлежит «Транснефти». Мы совместно с Минэнерго проработали вопрос по возможной компенсации грузоотправителям в связи с возникшей ситуацией. Наше предложение было озвучено на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Почти все российские грузоотправители согласились на этот вариант. Думаю, в ближайшее время мы приступим к практической реализации.

- От кого вы ожидаете требований по компенсации? Как они будут рассчитываться?

- Данный вопрос стоит рассматривать с учетом принятия или непринятия грузоотправителями нашего предложения по компенсации. В случае отказа путь урегулирования только один - через суд.

- Будет ли после этих событий изменена система контроля нефти, сдаваемой в вашу систему? Схема владения пунктами приема нефти?

- «Транснефть» по поручению правительства подготовила и направила в Минэнерго соответствующие предложения, в том числе и в части усиления контроля приема нефти на сторонних ПСП. Среди предложений также уход от периодической системы контроля качественных параметров нефти с одновременным переводом его на ежесуточную основу, что мы сейчас уже реализуем.

- Насколько это увеличит стоимость транспортировки?

- Безусловно, переход с декадной системы контроля содержания ХОС в нефти, сдаваемой в систему «Транснефти», на ежесуточную уже привел к увеличению количества необходимых испытаний в десять раз и, соответственно, к увеличению расходов на их проведение. Стоимость выполнения данных анализов меняется в зависимости от применяемых методик при выполнении испытаний, стоимости реактивов и т. п. Что касается стоимости транспортировки, то этот вопрос необходимо обсуждать с Минэнерго, ФАС и грузоотправителями.

- Когда система будет очищена от нефти с повышенным содержанием ХОС?

- По нашим прогнозам, на это потребуется около шести-восьми месяцев. Нефть, соответствующая нормативным показателям, с 4 мая поступила на НПЗ Белоруссии, с 10 мая - в порт Усть-Луга, а с 23 и 29 мая соответственно через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию.

Интервью взяла Ольга Мордюшенко


транзит, Венгрия, Польша, РБ, бизнес, аналитика, инфоподдержка, нефть, ЕС, контроль, СМИ, экспорт, ФРГ, Украина, импорт, РФ

Previous post Next post
Up