В продолжение заметки
Беларусь высокотехнологичная. Более 20 инновационных производств планируется запустить в этом году, в которой я досадовал на отсутствие некоторых цифр, связанных с географией инноваций. Мне это было интересно в т.ч. и в связи с "
известными событиями", случившимися вчера в Могилёвской области в ООО «Купаловское». Ну очевидно же инновационный проект замышлялся:
"Летом 2017 года Лукашенко вновь побывал на своей малой родине в Копыси и поставил более амбициозную задачу. «На примере холдинга „Купаловское“ я хочу показать, каким должно быть сельхозпроизводство в XXI веке», -
сказал он".
Значит этому проекту априори должно было быть обеспечено достойное финансирование, в том числе, разумеется, за счет инновационных фондов - проект-то новаторский.
Однако независимые СМИ байнета наперебой начали обсуждать тему дефицита финансов в этой связи. А вот министр финансов Ермолович, наоборот, очень огорчается, что деньги инновационных фондов, особенно региональных, остаются маловостребованными. И в этом, равно как и в заявках на проекты, и в отставании от графиков исполнения, лидирует Могилёвский облисполком. Значит дело не совсем уж и в деньгах, нет?
Об инновациях и финансах рассуждал и премьер-министр Беларуси Сергей Румас - на заседании президиума Совмина в этот же вторник (рассматривался ход реализации Государственной программы инновационного развития Беларуси до 2020 года). Его тональность я совершенно не понял, ибо премьер занял позицию какого-то сугубого обличителя "проштрафившихся" облисполкомов, ни словом не упомянув о доле вины правительства в сложившейся ситуации.
Да даже ежели правительство ни в чём не виновато и досконально владело ситуацией на Могилёвщине, то почему об этом не было своевременно доложено Президенту? Лукашенко справедливо задал вопрос: "Зачем вы меня сюда привезли?"
Минфин: схема финансирования науки и инноваций нуждается в корректировке. 27.03.2019 | БЕЛТА.
27 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Схема финансирования науки и инноваций нуждается в корректировке. Такое мнение министр финансов Максим Ермолович высказал в журнале "Финансы. Учет. Аудит", сообщает БЕЛТА.
"Дефицит инновационных идей и "пробуксовки" на этапе реализации проектов приводят к невостребованности бюджетного финансирования и его перенаправлению на цели, не связанные с инновационным развитием. По итогам 2018 года невостребованными остались средства инновационных фондов в размере Br49 млн, из них на местном уровне - Br33 млн", - рассказал министр.
В то же время он отметил, что никто не оспаривает значимости данных расходов. Если законодательством установлено направление 10% налога на прибыль на инновации, то его необходимо соблюдать.
"В связи с этим, возможно, следует вернуться к рассмотрению вопроса о централизации инновационных фондов в республиканском бюджете, объединить компетенции и ресурсы, что позволит повысить управляемость инновациями и их общую результативность", - резюмировал глава Минфина.
Румас недоволен тем, что деньгами на инновации норовят модернизировать проблемные предприятия. 27 марта 2019, TUT.BY.
Основной объем государственной финансовой поддержки за счет инновационных фондов должен оказываться на льготной, но возвратной основе, заявил премьер-министр Беларуси Сергей Румас на заседании президиума Совмина во вторник, где рассматривается ход реализации Государственной программы инновационного развития Беларуси до 2020 года, сообщила пресс-служба правительства.
«Считаю, что в целях повышения финансовой дисциплины и ответственности за своевременную реализацию проектов основной объем государственной финансовой поддержки за счет инновационных средств должен оказываться на льготной, но вместе с тем возвратной основе. Соответствующий механизм уже создан - это Белорусский инновационный фонд», - отметил Сергей Румас.
На заседании президиума Совмина речь также шла о проблемах с освоением средств инновационных фондов. В 2018 году освоение средств республиканского централизованного инновационного фонда недотянуло 6% до плановых значений, местных инновационных фондов - 26%. Румас обратил внимание на низкую финансовую дисциплину отдельных получателей средств.
«Выделенные ресурсы не осваиваются в срок, а правительство в конце года в авральном режиме вынуждено принимать решения об их перераспределении. Считаю, что те предприятия, которые взяли на себя обязательства по реализации проекта с привлечением средств инновационных фондов и не выполнили их, должны завершать реализацию проектов не за счет средств бюджета», - отметил он.
Глава правительства констатировал, что во многих регионах пока не выстроена работа по поиску и отбору для финансирования проектов, направленных на формирование высокотехнологичных секторов экономики. Минский горисполкомом в 2018 году выделил средства на реализацию 11 проектов пятого и шестого технологических укладов, Минский облисполком - 3 проектов, Брестский и Витебский - по 1. Гомельский, Гродненский и Могилевский облисполкомы не финансировали такие проекты вообще.
«Вместо этого значительная часть ресурсов зачастую направляется на модернизацию проблемных предприятий традиционных отраслей. Понятно, что и эти предприятия необходимо модернизировать. Но не в ущерб развитию новых секторов экономки. Поэтому приоритет должен отдаваться наиболее эффективным проектам», - подчеркнул премьер-министр.
По госпрограмме инновационного развития Беларуси в 2018 году выполнялись 94 проекта, из них на проектную мощность вышли 10 производств, создано 20 новых производств, работает сеть субъектов инновационной инфраструктуры из 25 организаций, создано и модернизировано почти 3 тысячи рабочих мест.
При этом ряд заказчиков программы некоторые показатели систематически не выполняет. Среди них Минстройархитектуры, Минсельхозпрод, Минтранс, Национальная академия наук, концерн «Беллегпром» и Минский облисполком.
«Недостаточная работа некоторых заказчиков госпрограммы не позволила обеспечить в установленные сроки ввод в эксплуатацию объектов по 14 проектам, выход на проектную мощность - по 10, выполнение рабочих этапов - по 24 проектам. Отсюда и переносы сроков реализации инновационных проектов, и переброска объемов финансирования между этапами проектов. Основная причина - низкая исполнительская дисциплина», - отметил Сергей Румас. По отдельным проектам Минпрома, Минстройархитектуры, Минтранса, Могилевского облисполкома, несмотря на поручения, не ликвидировано отставание, допущенное еще в 2017 году.
«Анализ выполнения как отдельных мероприятий, так и государственной программы в целом показывает наличие проблем, некоторые из них носят системный характер. 2019-й - год начала работы над новой государственной программой на следующую пятилетку, и существующие сегодня проблемные вопросы не должны перекочевывать в нее», - предупредил премьер.