Действительно. Важно понимать, как те или иные моменты, как ты сам, твоё поведение выглядит в глазах окружающих. Обратные связи как и пользу самокритики никто не отменял. Иначе можно запросто переместиться в "параллельную реальность", оторваться от жизни и искренне удивляться "почему на тебя так странно смотрят окружающие". Естественно, я не о том, что б сразу и немедленно, под дудку критиканов начать под них подстраиваться. А про почитать да поразмыслить.
Читаем:
В последние месяцы обострились разногласия между Россией и Белоруссией. Споры связаны с ценами на энергоносители и негативными последствиями их роста для белорусской экономики. Россия обладает инструментами давления, а у белорусских властей не так много возможностей противостоять, пишет "Адванс". В связи с этим снова пошли разговоры о том, что, возможно, оптимальным решением было бы присоединить Белоруссию к РФ. Возможно ли это?
Advance (Хорватия): новые разногласия между Россией и Белоруссией. Ведран Обучина (Vedran Obućina), 20.02.2019, ИноСМИ.
В последние месяцы обостряются разногласия между Россией и Белоруссией. Споры связаны с ценами на энергоносители и негативными последствиями их роста для белорусской экономики. Кроме того, Россия может воспользоваться политическими и пропагандистскими инструментами, чтобы сохранить зависимость Белоруссии. У белорусских властей не так много возможностей, чтобы противостоять подобным усилиям. В связи с этим снова пошли разговоры о том, что, возможно, оптимальным решением было бы просто присоединить Белоруссию к Российской Федерации.
Сейчас стоимость энергоносителей оказалась в центре разногласий, возникших между Белоруссией и Россией. Положение осложняется тем, что топливный и энергетический сектор лежит в основе белорусской экономики (только на переработку нефти приходится около 16% ВВП Белоруссии). Поэтому белорусские власти, призывая к созданию единого энергетического рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ищут возможность покупать газ и нефть по тем же ценам, что и российские регионы.
Белоруссия предлагает сравнять тарифы за поставку газа для всех стран-членов ЕАЭС с внутрироссийскими, а также отстаивает право формировать тарифную политику, которая из компетенции национальных властей перейдет в компетенцию Комиссии ЕАЭС.
При этом в 2018 году на российском рынке произошли неблагоприятные для Белоруссии изменения. Наиболее важным стал «налоговый маневр», который заключался в постепенном отказе от экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты (на Белоруссию это не распространялось) и замене налогом на ископаемые (он включен в стоимость нефти и нефтепродуктов). Белоруссии это обойдется в десять миллиардов долларов до 2025 года.
Эти меры заставили руководство в Минске потребовать от России компенсации.
Изменение также снизит поддержку, оказываемую Россией Белоруссии, которую Международный валютный фонд (МВФ) оценивает почти в десять миллиардов долларов в год (шестая часть ВВП Белоруссии в 2018 году).
Кроме того, в 2018 году стороны так и не договорились о российском кредите на рефинансирование зарубежных долгов Белоруссии. В середине 2018 года долг Белоруссии перед Россией достигал 6,3 миллиарда долларов, а валютные резервы составляли 6,8 миллиардов долларов.
Спор из-за общей границы также остается нерешенным. В 2016 году российские пограничные службы прекратили пропускать граждан третьих стран через переходы на белорусской границе, что говорит о том, что ни один из них не обладает международным статусом. В 2017 году в связи с введением Белоруссией безвизового режима для граждан более чем из 80 стран, которые пересекают границу в аэропорту Минск-2, Россия ввела пограничный контроль для авиапассажиров, прибывающих из этой страны.
Действия России привели к тому, что Белоруссия стала менее привлекательной страной для транзита товаров и пассажиров. Ситуацию мог бы решить договор о взаимном признании виз. Но 13 декабря 2018 года Белоруссия отказалась подписать этот договор, вероятно, из-за провала в переговорах о стоимости углеводородов.
России крайне важно сохранить свое влияние в Белоруссии по идеологическим и военным причинам. Россия боится цветной революции в этой стране и опасается прозападных перемен в ее внешней политике. Вместе с тем российские власти пользуются укреплением восточного крыла НАТО, чтобы снова поднять вопрос о распоряжении военными базами на территории Белоруссии.
В декабре 2018 года российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что сохранение сниженной цены на углеводороды для Белоруссии будет зависеть от согласия ее властей на углубление интеграции. Он предложил ввести единую валюту, единый эмиссионный центр и создать единую таможенную службу и единый суд, а также счетную палату в соответствии с пунктами 4, 13, 22, 29 и 50-56 Договора о Союзном государстве России и Белоруссии от 1999 года. Это предложение также можно расценивать как попытку избежать выплаты компенсации, которую, по словам российского министра финансов Антона Силуанова, Россия предоставить не может.
В ближайшем будущем Россия и Белоруссия все-таки могут договориться об акцизной и таможенной политике, однако вряд ли в скором времени они примут единую валюту или создадут институты Союза. Кроме того, хотя Медведев ставит целью усилить контроль над Белоруссией, углублением интеграции на данном этапе нельзя воспользоваться для создания института президента Союза, поскольку это не предусматривается договором.
Если Белоруссия хочет уклониться от российских предложений и укрепить сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО, то Россия воспользуется другими инструментами давления, в том числе может заблокировать импорт произведенных товаров, прежде всего аграрной продукции и техники.
И все же маловероятно, что Россия выберет решение, военная, политическая и экономическая цена которого слишком высока. Кроме того, подобные действия привели бы к новым международным санкциям против России. Да и вообще, желание Минска укреплять сотрудничество с Западом вызывает сомнения.
Белорусские власти негативно отреагировали на российское предложение углубить интеграцию. Правда, Александр Лукашенко сначала согласился на введение единой валюты, но заявил, что ею не должен стать российский рубль и что обе страны должны получить право на эмиссию. Для России эти условия оказались неприемлемыми.
Трудности белорусской стороны также можно ожидать в связи с созданием институтов Союза. Белорусские власти рассчитывают, что Россия не изменит своего решения о компенсации (она не предусмотрена в бюджете на 2019 год), а акциз будет снижен, чтобы удержать цены на топливо. При этом в обмен на сниженные цены на нефть и газ они могут решиться продать мажоритарную часть в оборонных предприятиях, например в минском тракторном заводе. Он выпускает транспортно-пусковые машины для С-400 и систем «Искандер».
Вряд ли стоит ожидать, что Белоруссия согласится на размещение российской военной базы на своей территории. Если бы белорусские власти приняли это предложение, они утратили бы свою позицию внутри страны и на международной арене, а в самом крайнем случае и суверенитет.
Белоруссия будет все чаще заявлять о себе как о нейтральной стране и о своем месте в мирных переговорах. Лукашенко уже выразил желание провести конференцию в Минске, посвященную десятой годовщине создания Восточного партнерства.
Кроме того, в правительстве Белоруссии была создана группа по структурным реформам, в работе которой помогают специалисты Всемирного банка. Поэтому можно ожидать, что Белоруссия вновь попросит кредит у МВФ.
Тем не менее президентские и парламентские выборы, намеченные на 2020 год, ограничат проведение реформ. До этого срока белорусские власти будут избегать масштабных экономических изменений, которые могут привести к росту безработицы и цен, так как побоятся социальных недовольств.
Учитывая то, как растет зависимость от России, у Белоруссии остается все меньше возможностей для формирования собственной внешней политики. Россия обладает инструментами давления, такими как цены на углеводороды и возможность отсрочки выплаты по кредиту, а также продление нового.
Однако политические и экономические разногласия этих стран не повлияют на их военное сотрудничество. Экономические реформы могли бы помочь снизить зависимость Белоруссии от России. И все же белорусские власти боятся этого сценария и поэтому готовы проводить реформы только избирательно и ограниченно.
Несмотря на ограничения во внешней политике, Белоруссия будет по-прежнему заинтересована в кредитах от МВФ, которые необходимы ей для шагов, направленных на укрепление национальной идентичности (например, повышения роли белорусского языка в общественном пространстве, реформ в образовании).
При благоприятном раскладе Белоруссия также может получить макрофинансовую помощь от Европейского Союза, таможенные льготы, а возможно, для белорусских товаров облегчат доступ на рынки стран ЕС. Но взамен на помощь Европейский Союз тоже что-то потребует. Вероятнее всего, требования будут касаться соблюдения белорусскими властями прав человека, а также отмены смертной казни (или хотя бы моратория на нее), а также большей прозрачности избирательного процесса.