Ложь Родины

Nov 13, 2017 21:07

Оригинал взят у civil_disput в Ложь Родины


Аллах акбар, уважаемые.

Прошла целая вечность после работ Копполы, Формана, Леоне, и мне уже казалось, что мы никогда не увидим хорошего американского кино.

Но главные герои «Родины», лучший офицер разведки, истеричка Кэрри Мэтисон, страдающая биполярным расстройством личности (Claire Danes), и конгрессмен, кандидат на пост вице-президента, герой войны Николас Броуди, воздающий хвалу Аллаху в своем гараже, прежде чем надеть пояс шахида (Damian Lewis), буквально вернули мне веру в искусство.

К такой «Родине» после бесчисленных «восставших из ада» сюжетов еще нужно привыкнуть. Я поначалу отнесся к шедевру как к обычной голливудской поделке последних лет. И не мог взять в толк, почему «девушку Джеймса Бонда» играет такая страхолюдина?



Представь себе, о критик, как далек я был от тщательнейшим образом продуманных, выстраданных даже образов современной Америки, пока в какой-то момент не щелкнуло: так она и должна быть такой!

Мне даже стало жаль актеров, сыгравших в сериале нормальных людей. Вице-президента США Уильяма Уолдена, который всего лишь снес пару арабских школ из беспилотника.



«В жопу твою семью, Броуди!»

Многие ключевые фразы «Родины» представляют собой пересказанные выверты официальных лиц. Конечно, нужно очень хорошо знать политический дискурс тех лет, когда снимался сериал (премьера в 2011 г.), чтобы в полной мере осознать, насколько точны авторы в своих интерпретациях и предвидениях.

“Fuck the EU” тогда еще не прозвучало.

А крышу уже снесло.

Два самых обаятельных персонажа сериала - арабский террорист №1 Абу-Назир (его сыграл американский актер иранского происхождения Navid Negahban), и старший офицер ЦРУ Саул Беренсон (Mandel Patinkin) воспринимаются как пережитки «холодной войны» с ее рационализмом и уважительным отношением к противнику.



После трогательной сцены похорон Абу-Назира на борту авианосца США, группа уже мертвого шахида взрывает штаб-квартиру ЦРУ. Запад опять проиграл. Но как Запад может выиграть, если американцы ведут себя так, будто вот-вот друг друга перестреляют? Лгут все: подростки, их учителя, конгрессмены, и агенты ЦРУ. Лгут друг другу.

«Я пытаюсь понять проблему, а не уничтожить ее», - говорит Саул.

Отход Запада от этого принципа составляет фабулу фильма. Об этом и стоит сказать мне как историку-востоковеду, оставив другие достоинства «Родины» киноведам.

Историку привычен образ западного завоевателя мира. Многонаселенные царства Востока одно за другим падают к ногам немногочисленных западных армий, предлагающих побежденным циничную, но понятную альтернативу: жить по правде. Есть правила, ты их соблюдаешь, мы - тоже. Или ты мертвый.

Сегодня мы видим обратную картину, очень точно показанную создателями «Родины»: Запад упал к ногам Востока.

Как это произошло?

Причину следует видеть в том, что Запад отказался от своего главного оружия - логики.

Западная логика не лжет. Заменив природное изобилие, которого Запад не имел изначально, рациональным расчетом, Запад достиг невероятного подъема, но утратил право на ложь.

Нельзя лгать и одновременно создавать технологии, покорившие мир. Это стороны одной медали. Вот почему подъем Запада совпал с упадком западного мифа.

Как я писал в своей книге, «в мифе нельзя ничего менять. Этот запрет охраняет достигнутый прежде общественный синтез, свет человеков, все прежние усилия и жертвы, которые теперь канули в Лету. Подвергнуть миф критическому разбору так же чудовищно, как подвергать грамматическому разбору признание в любви».

Избрав в качестве конкурентного преимущества свободное логическое начало, подвергающее все сомнению и переформатированию, Запад эпохи подъема отказался от своего мифа и забыл его. Однако, достигнув изобилия, прежде всего, финансового, Запад ослабил то, чем обязан этому изобилию: логическое начало.

Именно в эту брешь проникает Восток, обладающий гораздо более изощренной мифологией, чем даже забытая западная мифология. Притом, что и сам Запад лжет, миф Востока стала восприниматься на Западе в качестве истины.

Такое проникновение, конечно, гораздо больше, гораздо опаснее для западной цивилизации, чем терроризм.



«Зачем убивать людей, если можно убить идею?»

Верно. Особенно верно, когда идея не обладает бессмертием и принудительной силой логики.

Аллах акбар, уважаемые.

фильмы, ислам, терроризм и экстремизм, сша

Previous post Next post
Up