Николай I и ЦАХАЛ / «Плач» сиониста о еврейских мальчиках / Комментарии читать!!!

Oct 12, 2016 20:49

Ещё о евреях в РИ здесь, здесь и здесь

Из евреев - навечно в русские солдаты
Через систему кантонистов в XIX веке прошли 50 тысяч евреев-рекрутов / Статья 2013 года

Одной из мрачных страниц царствования Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего до своей смерти в 1855 году, стал призыв на военную службу еврейских мальчиков в возрасте 8-12 лет. Еврейских детей, призванных на военную службу, отрывали от семей и отправляли в кантонистские батальоны, расквартированные во внутренних русских губерниях и в Сибири. ©По теме: Война 1812: Кагалы тайные и явные



Картина «Кантонист», 1892. Художник: Яков Башилов
Целью призыва было не только и не столько воспитание профессиональных военных - в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем насильственной ассимиляции еврейского меньшинства в Российской империи.
Крещеным еврейским солдатам-кантонистам давались русские имена и фамилии. Со временем они заводили семьи, и сегодня в России живут их потомки - несколько миллионов русских, которые и не догадываются, что некогда их предки ходили в синагогу и говорили на идиш и иврите.

Евреев в армию забирали в три раза больше, чем русских

Евреи оказались русскими подданными не по своей воле, а в результате разделов Польши в XVIII веке. Тогда к России отошли обширные территории поделенной Речи Посполитой, на которых с XI века проживали многочисленные еврейские общины. Их отношения с польскими властями строились на основе Магдебургского права и ряда привилегий, из века в век утверждавшихся польскими королями.

Оказавшись под властью России, евреи столкнулись с деспотией, где правили не закон и порядок, а царил произвол государственной бюрократии. Одной из идей царской власти была ассимиляция инородцев через крещение. Потому военной службе евреев русские власти придавали особое значение как «воспитательной» мере, направленной на искоренение в их среде «фанатизма», то есть на обращение их в христианство.

Согласно указу императора Николая I о введении для евреев натуральной воинской повинности от 26 августа 1827 года, евреи призывались в армию с 12 лет, тогда как христиане призывались с 18 лет. Нормы призыва для евреев этим указом также были установлены гораздо более высокими, чем для христиан: десять рекрутов с одной тысячи евреев- мужчин ежегодно, тогда как для христиан всего семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года, т.е. евреев призывали почти в три раза больше, чем христиан. Практически все мужское еврейское население должно было в обязательном порядке служить в русской армии. В результате, с 1827 года по 1917 год службу в русской армии прошли более 2,5 млн евреев.



Репродукция картины Франца Крюгера «Николай I со свитой» / Фото: Михаил Озерский
Если еврейская община (кагал) не могла поставить требуемого количества рекрутов, то взамен каждого недостающего - в виде наказания - брали еще троих сверх нормы. Если кто-либо убегал от призыва, вместо него забирали двух других, а пойманного секли розгами и сдавали затем без зачета общине. Если за кагалом оставалась денежная недоимка по уплате налогов, то за каждые две тысячи рублей долга сдавали в армию по одному рекруту, причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. При этом долг не погашался, и если на следующий год община его не выплачивала, то снова брали за те же самые две тысячи рублей нового рекрута.

Особенно трагична была судьба еврейских детей-рекрутов. Хотя по указу их должны были призывать с 12 лет, на деле в армию попадали и дети 8-10 лет. Они проходили службу в кантонистских батальонах до 18 лет, после чего переводились в войска. Срок солдатской службы составлял 25 лет, причем годы, проведенные в кантонистском батальоне, в него не засчитывались.

Если рекруты не набираются, их ловят

Еврейские общины не справлялись с высокими нормами призыва, и тогда для выполнения плана призыва власти формировали команды «ловчиков» или «хапунов», которые просто похищали еврейских детей, уже не разбираясь в их возрасте. Похищенные дети отправлялись в кантонистские батальоны в глубине России, в Поволжье и в Сибири, и навсегда пропадали для своих близких. Оторванные от семьи, не знавшие языка и обычаев русского населения, они становились жертвами истязаний, холода и голода.

А.Герцен в «Былом и Думах» описал свою встречу с командой призванных в армию еврейских детей, которых гнали в глубь России. Офицер, возглавлявший команду говорит:

«Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают, - не знаю. Сначала было их велено гнать в Пермь, да вышла перемена - гоним в Казань. Я их принял верст за сто. Офицер, что сдавал, говорил: беда и только, треть осталась на дороге (и офицер показал пальцем в землю). Половина не дойдет до назначения, - прибавил он - мрут, как мухи.

Привели малюток и построили в правильный фронт. Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал - бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати лет еще кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.

Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо равнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без ухода, без, ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу».

Крещение избавляет от проблем

Власти рассчитывали на то, что еврейские дети в казарме, оторванные от родной среды и принуждаемые командирами, волей-неволей откажутся от своей веры и своего народа и, в конце концов, перейдут в христианство.

Процесс «воспитания» в православной вере еврейских детей-кантонистов строился на истязаниях.

Владимир Гиляровский «В моих скитаниях» пишет о своем взводном командире поручике Ярилове, вышедшем из евреев-кантонистов:

«Эдак-то нас маленькими драли... Ах, как меня пороли! Да, вы, господа юнкера, думаете, что я, Иван Иванович Ярилов? Я, братцы, и сам не знаю, кто я такой есть. Меня в мешке из Волынской губернии принесли в учебный полк.

Ездили воинские команды по деревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских ребятишек. Схватят в мешок - и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят и вся недолга. Вот и кантонист.

- А родители-то узнавали деток?

- Никаких родителей. Недаром же мы песни пели: «Наши сестры - сабли востры»... Розог да палок я съел - конца и краю нет...»

Долго еще по пограничным еврейским местечкам ездили отряды солдат с глухими фурами и ловили еврейских ребятишек, сажали в фуры, привозили их в города и рассылали по учебным полкам, при которых состояли школы кантонистов. Здесь их крестили, давали имя и фамилию, какая на ум придет, но, впрочем, не мудрствовали, а более называли по имени крестного отца. Отсюда много меж кантонистов было Ивановых, Александровых и Николаевых...

Воспитывали жестоко и выковывали крепких людей, солдат, ничего не признававших, кроме дисциплины. Девизом воспитания был оставленный с аракчеевских времен школам кантонистов: «Из десятка девять убей, а десятого представь».

И выдерживали такое воспитание только люди выносливости необыкновенной».

Батальоны и школы кантонистов называли в народе «живодерней». Детей муштровали, истязали, плохо одевали и кормили впроголодь - щи из гнилой капусты с вареными гнилыми раками да ложка каши, а за украденный кусок хлеба давали двадцать пять розог. Еврейские мальчики, попадая в кантонисты, становились собственностью военного ведомства - «сиротами при живых родителях», и командиры распоряжались ими практически как крепостными.

В кантонистских батальонах унтеры и офицеры старались насильно обратить еврейских детей в православие. За это полагалась награда: чем больше обращенных, тем больше и вознаграждение. «Лишь только перевалили в русские губернии, - вспоминал один из кантонистов, - как начальник партии начал готовить нас к переходу в православие: запрещал молиться, отнимал молитвенники, ритуальные одежды сжигал, издеваясь над нашими верованиями». При каждом смотре рекрутской партии начальство вызывало желающих креститься, и тех, кто соглашался, лучше одевали, хорошо кормили и реже наказывали. Каждому согласившемуся креститься платили 25 рублей.

Многих еврейских ребят-кантонистов отправляли в отдаленные деревни, на постой в крестьянские дворы, где они до восемнадцати лет были бесплатными работниками - крепостными у крепостных. Их заставляли там тяжело работать, жестоко наказывали и принуждали к крещению, а упорствовавших считали «погаными» и не пускали в избы. Поэтому, как вспоминал один из кантонистов, они жили «в сенях и предбанниках, ели из собачьих и кошачьих плошек остатки скудной хозяйской пищи, пили из корыт и помойных ведер».

Многих детей калечили - случайно или преднамеренно, а когда приезжал инспектор, изувеченных кантонистов - по сто-двести человек - прятали на чердаках и в конюшнях. В сибирских кантонистских батальонах было распространено такое наказание - в суровые сибирские морозы у детей отнимали рукавицы и намертво зашивали карманы шинелей. Их ставили на плацу со взятыми «на караул» ружьями с примкнутыми штыками. Понятно, что руки примерзали к металлу и затем лекари в лазарете безжалостно ампутировали отмороженные пальцы.

«Жаловаться было некому, - вспоминал бывший кантонист. - Командир батальона... был Бог и царь. К битью сводилось у него все учение солдатское. И дядьки старались. Встаешь - бьют, учишься - бьют, обедаешь - бьют, спать ложишься - бьют. От такого житья у нас иногда умирало до пятидесяти кантонистов в месяц... Если умрут сразу несколько, солдаты-инвалиды выкопают одну яму и в нее бросают до пяти трупиков, а так как трупики при этом не кладутся в порядке, то инвалид спускается в яму и ногами притаптывает их, чтобы больше поместилось».

Сохранилась масса воспоминаний бывших кантонистов о тех жестоких и бесчеловечных временах, когда из детей выбивали их веру.

«Нас пригнали из Кронштадта целую партию, - вспоминал один из них, - загнали в тесную комнату, начали бить без всякой милости, потом на другой и на третий день повторяли то же самое... Потом нас загоняли в жарко натопленную баню, поддавали пару и с розгами стояли над нами, принуждая креститься, так что после этого никто не мог выдержать».

«При первом осмотре нашей партии командир заявил перед всем батальоном, что пока он будет жив, ни один не выйдет из его батальона евреем, - и действительно сдержал свое слово...»

Кантонисты - «железные солдаты»

Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков «людей твердости необыкновенной», военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.

Среди них стоит назвать: генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса - граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии»; контр-адмирал С. Кауфман; генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 году; генерал-майор А. Хануков - начальник штаба армейского корпуса, расстрелян в 1918 году за отказ служить в Красной Армии; вице-адмирал А. Сапсай - начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров,; генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - главнокомандующий Юго-Западным фронтом в Первую мировую; генерал-адьютант, генерал от инфантерии М. Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта, начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего; генерал П. Гейсман - командующий 16-м армейским корпусом; генерал от артиллерии М. Арнольди; контр-адмирал Я. Кефали; генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии; генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941 года.

«Народы обретают свободу на поле боя. Без еврейских батальонов сионизм невозможен». Основателем израильской армии является сын кантониста, русский офицер, полный Георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор. В его честь названы сионистские военизированные формирования БЕЙТАР (Завет Трумпельдора).

Всего с 1827-го по 1856 годы, когда был отменен призыв детей, через кантонистские батальоны прошло более 50 тысяч еврейских мальчиков. Принужденные к крещению, многие из них после армейской службы оставались в русских городах, где проходили службу, заводили семьи.

Кантонистские батальоны стояли в Казани, Архангельске, Пензе, Саратове, Перми, Вологде, Омске, Иркутске, и в других русских городах Поволжья, Сибири. Именно там могут жить или быть выходцами из этих мест многочисленные потомки еврейских кантонистов, число которых, по некоторым подсчетам, сегодня может превышать миллион человек.

Александр Шульман ака shaon, Израиль
«Русская планета», 14 августа 2013Из комментариев...
(...сначала опровергающих, затем - к статье на РП, далее - к более подробному оригиналу статьи с изначальным названием «Кантонисты - "живодерня" для еврейских детей в России» - в ЖЖурнале автора)

vichirkov пишет: - Жаль, что автор очень упрощенно отнесся к этой теме. Можно было бы внимательней почитать нормальные еврейские источники:

1. Русские власти не похищали еврейских мальчиков в возрасте 7-12 лет для сдачи их в солдаты:
«… кагалам разрешалось, по своему усмотрению, сдавать государству вместо взрослых мужчин мальчиков в возрасте с 12 лет, чем многие из них охотно воспользовались и даже стали сдавать детей 7-8 лет...» http://cagal.clan.su/publ/11-1-0-102

2. Еврейские дети до 18 лет направлялись не в войска, а в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов, и немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Евреи составляли 10-13% всех кантонистов, т.е. большинство кантонистов были неевреями, причем такого же возраста, что и евреи. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы как евреям, так и неевреям.

3. Не власти формировали команды "ловчиков" или "хапунов", сдавали малолетних, а руководители еврейских общин:
«…в рекруты сдавали прежде всего сирот, детей вдов (порой в обход закона - единственных сыновей), бедняков, неугодных руководству общины лиц (вольнодумцев и непокорных); мальчиков 7-8 лет, которых по ложной присяге 12 свидетелей записывали 12-летними; часто таких детей зачисляли в рекруты за счет сыновей богатых семей… В каждой общине появились так называемые ловцы («ловчики», «хаперс», «хапуны»), которые заодно с «чужими» хватали и детей «своих» неимущих для сдачи в кантонисты (так называемых «пойманников»). Они также совершали налеты на еврейские сельскохозяйственные колонии, жители которых освобождались от призыва, и часто похищали учеников казенных еврейских училищ, не подлежавших, как и учащиеся раввинских училищ…» http://www.eleven.co.il/article/11955

4. Законы о кантонистах не распространялись на губернии Царства Польского, а до 1852 г. и на Бессарабию, туда бежали многие еврейские семьи из Украины, Белоруссии, Литвы...

eldad12: - Источники, на которые вы ссылаетесь, однозначно позволяют определить вас как типичного скота-антисемита, коими не скудеет русская земля и народ.

Аноним: - спасибо 17 году, позволил взглянуть на это по другому

Anatoly Kharitonov: - браво.

Emma Nikitina: - Не беситесь. К сожалению, это правда. Источники надо читать, а не обзываться. И не надо идеализировать наших предков.

shaon (автор): - Мадам по фамилии "Никитина" к нашим предкам никакого отношения не имеет :) Свои комменты вам след писать в свои православные рыгаловки

Emma Nikitina: - Успокойтесь, у меня фамилия мужа, у которого мама еврейка тоже. Так вас больше устраивает? Читая вас, можно легко стать антисемитом. Лучше историю учите. Книжка такая есть " Москва еврейская".

shaon (автор): - Да становитесь кем хотите - это ваши персональные проблемы и они никого не интересуют :) Выкресты и прочие "бывшие евреи" тут [видимо, в Сионе - mamlas] абсолютно не нужны
anno_nin пишет: - Очень подробное и интересное исследование. Было бы неплохо, если бы автор также учел, что законодательство и практика в отношении кантонистов в течение столетия менялись.
В частности:
1. отказ от православия отнюдь не весь описываемый период считался уголовным преступлением.
2. в отдельные периоды община могла вносить выкуп вместо того, чтобы поставлять рекрутов.
3. в еврейских общинах была широко распространена практика уклонения от службы в армии (что естественно - все знали, какая судьба ждет кантонистов).

michorshansky пишет: - К сожалению, много неточностей, легко выГУГляемых - хотя бы Трумпельдор: например, к группе "а-шомер", охранявшей (упрощаю, разумется), он не имел отношения, еврейский легион "пробивал" Жаботинский, "ослиный батальон" - англичане САМИ создали, поставив во главе его Т., высланного турками из Палестины, и т.д.

Но самая главная неточность - в определении "кантонистов" и задачах создания военных поселений: "КАНТОНИ́СТЫ, в 1805-56 гг. название в России несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев, раскольников, польских повстанцев, цыган и прочих" - Брокгауз; О еврейских детях и вкладе кагала в их беду - "Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан - семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. Это усиливало административные и полицейские функции старшин кагала, которые избирали в вопросах рекрутчины самый легкий путь, выполняя его за счет детей, число которых нередко превышало половину общего количества сдаваемых в солдаты. Имущие и влиятельные элементы общины (от призыва освобождались семьи раввинов, купцов, приписываемых к гильдиям, и старшин кагала на время их каденции) перекладывали бремя рекрутчины главным образом на бедняков".... "Вскоре власти разрешили семьям заменять своего рекрута единоверцем-«охотником» (добровольцем) из того же уезда, а с 1853 г. - евреями из других общин, не имевшими местных свидетельств или паспортов. В каждой общине появились так называемые ловцы («ловчики», «хаперс», «хапуны»), которые заодно с «чужими» хватали и детей «своих» неимущих для сдачи в кантонисты (так называемых «пойманников»). Они также совершали налеты на еврейские сельскохозяйственные колонии, жители которых освобождались от призыва, и часто похищали учеников казенных еврейских училищ, не подлежавших, как и учащиеся раввинских училищ". (тот же источник).

david_dan пишет: - как-то не очень аккуратный исторический текст. Ужас кантонистов был велик. Но про факты не стоит забывать - http://www.jhist.org/russ/russ000.htm
_______

Русский Ваня пишет: - Мда, жестокие времена, жестокие нравы. Зато теперь евреи в шоколаде и российская власть не над ними, а под ними))

dolix пишет: - Вместе с тем Николай 1 был достаточно либеральным правителем. Тяжело конечно читать про несчастных еврейских детей, которых сызмальства ставили под ружье, но при Николае хотя бы перестали казнить преступников [и были расстреляны всего лишь пятеро декабристов]. Раньше было еще хуже

Kfob An пишет: - А про то, как евреев сжигали во Франции и изгоняли из Испании нгикто написать не хочет? А что делали с цыганами? Да, конечно это очень жестоко - так поступать с детьми. Но так было тогда везде и не надо рассказывать про то, что ужасы творились исключительно в России.

ВАНЯ пишет: - Читайте Бабеля "Конармию" - там все о евреях в армии написано)

Петр Николаевич пишет: - А вы думаете, откуда столько еврейский физиономий на русских улицах? А все они - потомки еврейских кантонистов) У меня на работе все начальство - выходцы из тех кланов

Agereznerepov пишет: - И правильно делал, респект Николаю I, продуманный был, настоящий русский царь, да и в чем тут к нему вообще претензия?! Парни получали престижное военное образование, закалку, плюс усиливали государственную религию, отринув всякие еврейские кривотолки, подрывающие страну изнутри, а в результате становились успешными, уважаемыми людьми. И за все это Николаю надо бы сказать СПАСИБО, а не хаять и очернять его в лучших еврейских традициях!

Marta Pank пишет: - И что теперь? нам, русским, оплачивать "моральный ущерб"? А кто нам,потомкам лишенцев,заплатит за революцию 1917г,которую устроили товарищи-евреи?! Наших-то положили не только в революцию,но и в Великую отечественную 1941-1945(кто ещё историю подлинную помнит).Да и были ли вообще эти кантониты?
_______

makz_z_z пишет: - быстрое растворение в русском окружении. по-моему нормальная внутренняя политика для любого нормального государства - ассимиляция не титульных народов

blico пишет: - Как щедра на человеческие страдания история России! Мрачная страна. Страна неизбывного ужаса. Мой прапрапрадед по семейным преданиям тоже был кантонистом, но удивительным образом не растерял своего еврейства или же сумел вернуться к нему. К сожалению, других подробностей не знаю. И прожил-то всего-ничего 40 лет. Оставил после себя троих сыновей. Все кануло в вечность :(

kukushon_ok пишет: - Так почему же "мрачная страница"? Зачем Вы ругаете царскую власть? Служба в любой армии сопряжена с тяготами и лишениями. Ведь получается, что эта царская власть власть подготовила профессионала высокого класса (Трумпельдора), внесшего такой весомый вклад в основание независимого еврейского государства. Получается, что все не напрасно, ведь так? Ведь другие страны евреев на военную службу не призывали, поэтому и набраться военного опыта было негде.

renfry пишет: - Дедушка моего дедушки был кантонистом. Он отслужил то, что ему оставалось до 18 лет и потом 25. Вернулся живой и не покрестился, остался евреем. В семье передавались его рассказы о том, как это было.

fur_wenige пишет: - Николай Лесков "Жидовская кувырколлегия". = Как сделать из еврея защитника отечества. Уссаться! === Император Николай Павлович был суперлиберален. Вот Павел Пестель, например, планировал полную депортацию россиянского еврейства (за что и был ими повешен). Император же сделал еврея Нессельроде канцлером. (Евреев же офицеров и даже генералов было множество).

vlhart пишет: - Тульская еврейская община (довольно крепкая и сейчас) была основана отслужившими кантонистами, которым разрешалось селится при казенных военных заводах.

siegmund_kafka пишет: - Кефели Яков Иосифович не был кантонистом. С генералом Гейманом тоже не все ясно.

pressaorg пишет: - да, так. Россия воспитала в робких евреях храбрость и твердость (на свою шею)
...
ну что, нормально. новому времени - новую мифологию

Alex Zousman пишет: - вроде обычная тема и весьма известная, а что то серьёзно народ возбудился. вот бы этот избыток энергии в мирных целях попользовать...... в таких случаях я начинаю понимать товарища сталина с его великими стройками.

ashotsafaryan пишет: - Судя по известным военачальникам ассимиляция была не столь зверской.

66george пишет: - Немножко подождав, тоже хочу высказаться. В данном случае я скорее верю. Но проверять надо, поскольку евреи могут и соврать. Все мы помним историю про миллион изнасилованных немецких женщин, где доказательства были такие "один достойный уважения мужик рассказывал". Но в данном случае я скорее верю. При Николае первом было крепостное право. Но Николай первый умер 160 лет назад. Почему же евреи до сих пор нас так ненавидят?

ukropoved пишет: - злой немец николай павлович обижал евреев, а виноваты русские. вы про военные поселения почитайте

jeteraconte пишет: - Бедные несчастные евреи. В кого не плюнь как не Ротшильд, так Рокфеллер. Может хватит прибедняться? Евреи всегда и везде имели свой гешефт. Когда ребятки Гимлера захотели арестовать евреев работающих у Геббельса, то он заявил "Тут я определяю, кто еврей!" И выгнал прочь гестаповцев. Дай Бог каждому народу жить не хуже евреев.

yz121783 пишет: - Да, Россия азиатская варварская деспотия, источник страданий для всего человечества. То ли дело Германия - европейская культурная нация, где права человека, где правят закон и мандебургское право!

Эх, евреи, евреи, ни хрена вы не поняли. Это же все на благо было, испытание, укрепление в вере предков, освобождение искр святости (как пишут авторы из уважаемого Хабад-Любавича). К тому же, статья шита белыми нитками. Вначале говорится, что Герцель Цам был единственным евреем офицером Русской Армии. И тут же дальше рассказывается не то что об офицерах, но и даже генералах, вышедших из кантонистов. Так что, было все честно и равноправно. А что касается жестких порядков, они в то время были в любой армии мира. Русские страдали не меньше. И в православие русских обратили тоже насильно.
...

slayer_thrash пишет: - Не мешало бы проверить эту статейку и автора на предмет разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды

gdesmysl пишет: - Хорошо, что у нас теперь есть своё государство.

русские и славяне, военные, турция и византия, образование и воспитание, русофобия и антисоветизм, христианство, российская империя, польша, эпохи, факты и свидетели, романовы, секты и ордена, версии и прогнозы, 18-19-ее века, двойные стандарты, правители, фальсификации и мошенничества, православие, диктатура и тоталитаризм, антисемитизм и сионизм, современность, религии, шовинизм и ксенофобия, народы, подмена понятий, опровержения и разоблачения, история, иудаизм, идеология и власть, законы и конституция, репрессии и цензура, ложь и правда, национализм, европа, армия, память, народ и элиты, статистика, евреи, регионы, страны и столицы, геополитика и территории, мифы и мистификации, дискуссии

Previous post Next post
Up